Дварака — столица царства Кришны

Многие из нас что-нибудь да слышали об Атлантиде — некогда ушедшем под воду процветающем острове-государстве, о котором говорили древнегреческие философы, в том числе Платон, а после и теософы, например, Е.П. Блаватская в «Тайной доктрине». Они описывали неслыханные богатства и плодородие острова, его густонаселённость, богатый природный мир (ведь там обитали даже слоны). Населяли остров атланты — потомки Посейдона, то есть существа, имевшие божественное происхождение. Пока в атлантах сохранялась божественная природа, они пренебрегали богатством, превыше всего ставя добродетель, но когда божественная природа выродилась, смешавшись с человеческой, они погрязли в роскоши, алчности и гордыне.

Никто до сих пор так и не смог определить, когда существовало это государство и где оно находилось. Раскроется ли когда-нибудь эта тайна или нет — нам это неведомо. Многие учёные по сей день считают легендой все рассказы об Атлантиде.

Аналогичным образом, до недавнего времени научный мир считал вымыслом истории о другом затонувшем городе-острове, который назывался Дварака. Это была столица династии Яду, в которой около 5 000 лет назад явился в этот мир в человеческом облике Сам Верховный Господь — Кришна. Учёные-материалисты не верили древним священным текстам, описывавшим Двараку, пока в 1982 году археологи под руководством доктора С. Р. Рао не обнаружили на морском дне у побережья индийского штата Гуджарат останки этого города, в отличие от остающейся по сей день мифом Атлантиды. Но, может, Дварака и есть та самая Атлантида…

Открытие Двараки

Всё началось с того, что, работая над реставрацией храма Дваракадхиши в современном городе Двараке, археологам пришлось разрушить одно мешавшее здание, под которым они нашли остатки храма Вишну, датируемого IX веком. Заинтересовавшись, они стали копать глубже, и нашли ещё два древних храма. Раскопав следующий слой, археологи обнаружили размытые камни древней городской застройки. Термолюминесцентный анализ показал, что они датируются 1520 годом до н.э. В Индии все, от мала до велика, знают великий эпос «Махабхарата», вот и археологи вспомнили об описанном в нём городе Дварака, который когда-то был поглощён океаном. Они решили продолжить раскопки, но теперь уже не на суше, а в прибрежных водах.

Первые находки были сделаны на острове Бет-Дварака, который находится в нескольких километрах от современной Двараки. Была найдена стена, длиною более 550 метров, а также обломки керамики, датированные 1528 годом до н.э.  Но самое главное — была найдена печать (мудра), о которой говорилось в священных писаниях. В частности, в «Махабхарате» сказано, что Кришна повелел всем жителям Двараки носить с собой печати. Изображённое на печати трехглавое существо с головами быка, козла и единорога соответствовало описанию, приведённому в тексте «Харивамша», анализ печатей показал их возможный возраст — начало II-го тысячелетия до н.э. или даже старше.

В ходе дальнейших раскопок, а также по результатам проведённого астрофизиками научного анализа фактов о солнечном затмении, описанном в священных текстах, было подтверждено, что этот затонувший город и есть Дварака. Научные исследования позволяют датировать археологические находки в Двараке приблизительно 2500-1500 гг. до н.э. Найденные при раскопках на Курукшетре железные наконечники стрел и копий датируются 2800 г. до н.э. Это приблизительная дата великой битвы, произошедшей по данным священных писаний примерно в то время.

Дварака — столица царства Шри Кришны

Что же представлял собой город Дварака 5000 лет назад? Давайте обратимся к историческим хроникам, изложенным в таких древних текстах, как «Махабхарата», «Харивамша» и Пураны. Но прежде немного отвлечёмся и поговорим о возникновении этих трактатов. Все они были записаны одним из воплощений Верховной Личности Бога — Шрилой Вьясадевой, по своей беспричинной милости низошедшим в материальный мир, чтобы освободить падшие, утратившие память души, забывшие о любовном служении Господу, сделав доступными в письменной форме все ведические знания, которые до этого передавались только изустно.

Шрила Вьясадева разделил Веды на четыре части: Самаведу, Яджурведу, Ригведу и Атхарваведу, и преподнёс их в такой форме, чтобы люди века Кали, эпохи раздоров и деградации, находящиеся, в большинстве своём, под влиянием гун страсти и невежества и не отличающиеся особым интеллектом, могли на практике следовать им. Затем он записал разъяснения к Ведам — Пураны, «Махабхарату», самхиты и другие произведения, известные как пятая Веда. Пураны и «Махабхарата» составлены на основе связанных между собой исторических фактов. Чтобы изложить «сливки» ведического знания, Вьясадева составил также «Веданта-сутру», или «Брахма-сутру». В пору же своей духовной зрелости по милости и наставлениям своего духовного учителя Шри Нарады Вьясадева составил комментарий к «Веданта-сутре» — «Бхагавата-пурану», или «Шримад-Бхагаватам». Именно изучение «Шримад-Бхагаватам» Вьясадева ставит превыше всего.

Итак, к «Бхагавад-гите», являющейся частью «Махабхараты», которую Господь поведал во время битвы на Курукшетре, Он говорит: «Хотя Я нерождённый и Моё трансцендентное тело нетленно, хотя Я повелитель всех живых существ, в каждую эпоху силой Своей внутренней энергии Я появляюсь в этом мире в Своём изначальном духовном облике. Всякий раз, когда религия приходит в упадок и воцаряется безбожие, Я Сам нисхожу в этот мир. Чтобы освободить праведников и уничтожить злодеев, а также восстановить устои религии, Я прихожу сюда из века в век».

В «Шримад-Бхагаватам» сказано, что в девятнадцатом и двадцатом воплощениях Господь явился в династии Яду как Господь Баларама и Господь Кришна. Незадолго до того, как Господь пришёл на эту планету, в земных семьях стали во множестве рождаться демоны (асуры, атеисты), которые, обуреваемые гордыней, угнетали простых людей и уничтожали брахманическую культуру. Чтобы усмирить их, Господь приказал богам (девам, сурам, преданным Господа) родиться в династии Яду, которая благодаря этому разрослась и разделилась на сто один клан.

Господь Кришна — Сама изначальная Личность Бога, а Баларама — первое полное проявление Господа. Баларама явился как старший брат Кришны в семье Васудевы и Деваки. У Деваки был брат, демон Камса, которому сделали предсказание, что его убьёт её восьмой сын. Из-за этого он бросил Деваки с мужем в тюрьму в Матхуре и убил шестерых родившихся у них детей. Когда Деваки забеременела в седьмой раз, Господь Своей мистической энергией перенёс младенца из её чрева в чрево другой жены Васудевы, которая жила во Вриндаване под покровительством друга Васудевы — царя пастухов Нанды. Кришна был восьмым ребёнком Деваки, и сразу после рождения Васудева переправил Его также во Вриндаван к царю Нанде и его жене Яшоде. Поэтому детство Кришны и Баларамы прошло среди пастухов в рощах Вриндавана. Когда Они подросли, то отправились в Матхуру, усмирить своего демонического дядю Камсу. Уничтожив Камсу, Господь Кришна смиренно предложил трон Своему деду Уграсене, хотя Сам имел полное право стать царём.

Вдовы Камсы вернулись в дом своего отца, Джарасандхи, и тот, придя в ярость, поклялся очистить землю от Ядавов. Несколько раз он нападал на столицу Ядавов, Матхуру, и всякий раз безуспешно. Когда Джарасандха готовился напасть на город в восемнадцатый раз, его опередил царь Калаявана, осадивший Матхуру с тридцатью миллионами своих воинов. Господь Кришна, зная, что вскоре появится и армия Джарасандхи, решил обезопасить Своих родственников. Посоветовавшись с Баларамой, Он воздвиг посреди океана крепость, имевшую двенадцать йоджан в окружности, за стенами которой возник прекрасный город Дварака, полный всяческих чудес.

В строительстве города проявились все научные знания и зодческое искусство архитектора богов Вишвакармы. Он построил его с помощью мысли, за один день. В Двараке были широкие проспекты, торговые улицы, просторные дворы, великолепные парки и сады, в которых росли деревья и лианы с райских планет. Смотровые башни ведущих в город ворот были украшены золотыми башенками, которые своими крышами из горного хрусталя подпирали небо.

Между главными и второстепенными дорогами располагались дворы, в которых стояли золотые дома, окружённые стенами. Их крыши были украшены драгоценными камнями, а полы выложены изумрудами. Это был очень богатый город, единственный город на Земле, который был усеян драгоценными камнями. Рядом с домами находились сделанные из серебра и бронзы сокровищницы, кладовые и конюшни для отборных лошадей. В каждом доме была своя смотровая башня, сделанная из хрусталя, на самом верху которой находились золотые горшки. Все дома были многоэтажными, и в каждом из них был храм для семейных божеств. Дома стояли на просторных участках земли и вокруг них были разбиты парки и сады.

В этом городе были кварталы для всех четырёх сословий, а главным его украшением были дворцы Шри Кришны, повелителя Ядавов, являвшиеся верхом совершенства. У Васудевы, отца Господа Кришны, был отдельный дом, где он жил со своими восемнадцатью женами, в том числе и с родной матерью Господа Кришны Шримати Деваки.

Бог Индра подарил Шри Кришне зал собраний Судхарма, который был принесён в Двараку с райских планет и обладал одним чудесным свойством: всякий, кто входил в него, освобождался от мук, вызываемых голодом, жаждой, скорбью, иллюзией, старостью и смертью. Эти шесть кнутов стегают всех, кто ведёт материальное существование, но, пока человек оставался во дворце собраний Судхарма, он был недосягаем для них. Бог Варуна подарил Кришне коней, способных передвигаться со скоростью ума. Некоторые из них были иссиня-чёрными, а некоторые — белоснежными. Хранитель сокровищ богов, Кувера, подарил Господу восемь мистических сокровищ, а правители других планет преподнесли свои дары.

Посреди ночи, пока жители Матхуры спали, Господь Кришна силой Своей духовной энергии перенёс их в Двараку. Проснувшись, люди в изумлении обнаружили себя, своих жён и детей в золотых дворцах. Это был град изобилия, сверкающий божественной роскошью и красотой, в котором никто и никогда не испытывал голода или жажды. Дварака была образцом идеальной человеческой цивилизации.

Жизнь Кришны в Двараке

Через некоторое время Господь Кришна, победив других царей, привёз в Свою столицу царевну Рукмини, облик которой приняла богиня процветания Лакшми, и женился на ней в соответствии с предписаниями Вед. Жители Двараки были вне себя от счастья, и во всех домах города началось великое празднество. Дварака была великолепна: на улицах были возведены праздничные колонны и арки, украшенные гирляндами, флагами и драгоценными камнями. Возле каждой двери стояли благоприятные предметы: горшки, полные воды, благовония и лампады. Городские улицы были окроплены жидкостью, которая выступает из висков опьянённых слонов. Эти слоны, которые принадлежали дорогим гостям, царям, прибывшим на свадьбу, делали город ещё красивее, принося к каждой двери стволы банановых деревьев и бетелевых пальм.

Затем Господь Кришна взял в жёны ещё семь царевен. Потом, сразившись по просьбе богов с демоном Бхаумасурой и победив его, Он обнаружил во дворце демона 16 100 девушек из царских родов. Бхаумасура похищал незамужних дочерей богов, сиддхов, асуров и земных царей и держал их пленницами в своём дворце. Когда Шри Кришна вошёл к этим девушкам, они были очарованы Им и мысленно тут же избрали Его своим мужем. Господь велел нарядить царевен в безупречно чистые одежды и отослал их на паланкинах в Двараку вместе с колесницами, лошадьми и всеми богатствами. Кроме того, Он отправил туда шестьдесят четыре быстроногих белых слона, потомков Айраваты (ездового животного бога Индры), у каждого из которых было по четыре бивня.

Верховный Господь, приняв столько форм, сколько было царевен, в одно и то же время по всем правилам женился на них, отведя каждой по дворцу, и в этом не было ничего удивительного, ведь Господь не является обычным человеком, в тот день в каждом из дворцов Он проявил Свою изначальную форму.

После этого Шри Кришна никогда не покидал дворцы Своих цариц, за исключением тех случаев, когда этого требовали обязанности, при этом Он уходил из каждого дворца только с разрешения жившей в нём жены, поэтому каждая из них считала себя Его любимицей. Царицы, хотя у каждой из них были сотни служанок, сами служили своему господину, а Господь выполнял религиозные обязанности, предписанные семейному человеку. Каждая из жён Господа Кришны, помимо дочерей, родила Ему десять сыновей, положив начало великой династии. Таким образом, Господь произвёл на свет 161 080 сыновей. Все они выросли, и каждый имел столько же сыновей, сколько и отец.

Число потомков Господа Кришны достигало десятков миллионов. Члены царского рода Яду были поистине бесчисленны: только для обучения своих детей они наняли 38 800 000 учителей. Одного царя Уграсену окружала свита, состоявшая из тридцати триллионов человек! В этом роду никогда не появлялись на свет люди бедные, имевшие мало детей, умиравшие молодыми, слабые и не почитавшие брахманов, наоборот — в династии Яду родилось бесчисленное множество великих людей, прославившихся своими подвигами.

Ежедневно, совершив утренние ритуалы и религиозные обязанности, Господь отправлялся в царский зал собраний. Когда Он покидал каждый из Своих дворцов, Его видели лишь те, кто находился на территории дворца, и те, кто жил по соседству. Для всех остальных Шри Кришна был невидим. Затем, по дороге во дворец собраний Судхарма, все формы Господа сливались в одну, и в этом виде Он входил в зал собраний.

Изумление мудреца Нарады

Однажды, услышав, что Господь Кришна взял в жёны множество царевен, мудрец Нарада захотел посмотреть, как Господь живёт с такой необычной семьёй, как Ему удалось, находясь в одном теле, одновременно жениться на 16 100 женщин, находившихся в разных дворцах, как Он ведёт семейные дела с таким множеством жён. С этим намерением Нарада прибыл в Двараку, которая предстала перед ним во всём своём великолепии.

Город был наполнен пением птиц и жужжанием пчёл, летавших в прекрасных парках, живописных цветниках и фруктовых садах с деревьями, усыпанными сочными плодами. Там были пруды, поросшие красными и голубыми лотосами и разнообразными лилиями. Среди этих цветов плавали белоснежные лебеди, а у кромки воды разгуливали журавли, и крики этих птиц оглашали берега. Павлины и другие красивые птицы издавали чарующие звуки. В городе было 900 000 огромных дворцов, построенных из лучшего мрамора, с серебряными воротами и дверьми. Колонны домов и дворцов были отделаны философским камнем, сапфирами и изумрудами, а пол излучал сияние. Эти дворцы были обставлены мебелью, инкрустированной золотом и самоцветами.

В городе была превосходно спланированная сеть больших и малых улиц с перекрёстками и рыночными площадями, все они были нарядно украшены. Там было много жилых домов, дворцов собраний и храмов, один прекраснее другого. Широкие улицы, перекрёстки, переулки, аллеи, а также пороги жилых домов сияли чистотой. С обеих сторон каждой дороги росли кусты, а раскидистые деревья, посаженные через одинаковые промежутки, и флаги, развевавшиеся на флагштоках, давали тень, укрывая прохожих от жарких лучей солнца. Дороги, дворы, торговые улицы и дворики были сбрызнуты ароматизированной водой.

В Двараке был красивый отдельный квартал, которому поклонялись правители всех планет, где в 16 108 роскошных и невероятно богатых дворцах, принадлежавших Его жёнам, жил Сам Господь. Великие цари со всего света часто посещали эти дворцы, чтобы поклониться Шри Кришне. Нарада Муни зашёл в один из этих огромных дворцов. Дворец поддерживали коралловые колонны, отделанные драгоценным камнем. Стены были украшены сапфирами, а полы сверкали. В этом дворце были установлены балдахины, с которых свисали длинные нити жемчуга; там были кресла и кровати из слоновой кости, инкрустированные драгоценными камнями.

Во дворце прислуживало множество нарядно одетых служанок с ожерельями на шее и браслетами на руках. Охраняли дворец облачённые в доспехи стражники с тюрбанами на головах, в красивой одежде, в ушах у них сверкали серьги с драгоценными камнями. Там также было много изысканно одетых слуг, выполнявших разнообразную домашнюю работу. Свет бесчисленных лампад, усыпанных самоцветами, рассеивал сумрак дворца. Повсюду были развешаны гирлянды из жасмина и других цветов, которые привлекали к себе рои жужжащих пчёл, а сквозь ажурную решётку окон лился чистый лунный свет. Во дворце курилось такое множество благовоний и душистых смол, что их ароматный дым струился из окон на улицу. Павлины принимали этот дым за облака и, ликуя, начинали танцевать.

В том дворце Нарада увидел Господа Кришну, который сидел, откинувшись на роскошную подушку, и Его супругу, Рукмини, которая обмахивала Господа опахалом из хвоста яка с золотой рукояткой. Она сама прислуживала Ему, несмотря на то, что к её услугам была тысяча служанок, не уступавших ей своими добродетелями, красотой, молодостью и нарядами. Увидев Нараду, Господь Кришна, величайший из хранителей религиозных заповедей, встал со Своего ложа, поклонился мудрецу и усадил его на Свой трон. Затем Господь омыл стопы Нарады и окропил этой водой Свою голову. Господь вёл Себя безупречно, подавая пример другим.

После непродолжительного разговора с Господом, Нарада отправился в другой Его дворец, где увидел, как Шри Кришна играет в кости с другой Своей женой. Господь вёл Себя так, будто не знал о том, что произошло во дворце Рукмини. Тогда Нарада понял, что Шри Кришна одновременно присутствовал во всех дворцах во все времена суток, занимаясь разнообразными делами, поэтому он не стал продолжать разговор и молча покинул дворец, поражённый деяниями Господа. Оттуда он направился в следующий дворец и там наблюдал, как Господь Кришна ласкает Своих маленьких детей. В другом дворце он увидел, как Господь готовится совершать омовение, в следующем дворце Он совершал огненное жертвоприношение, в другом — кормил брахманов, а ещё в одном Он доедал остатки пищи за брахманами.

В одном дворце Господь совершал полуденные ритуалы, в другом беззвучно повторял мантру гаятри; в каком-то из Своих дворцов Он спал на ложе, в каком-то — советовался со Своими министрами, а ещё в одном — играл с девушками в воде. Где-то Господь раздавал милостыню брахманам, где-то — шутил и смеялся со Своей супругой, где-то — медитировал, где-то — служил Своим духовным учителям, где-то — устраивал браки Своих сыновей и дочерей, где-то — собирался на охоту, а ещё где-то Он, переодевшись, ходил по городу, желая узнать, о чём говорят горожане.

Таким образом в каждом дворце Нарада увидел одного и того же Господа, соблюдавшего трансцендентные заповеди религии, очищающие семейных людей. Понимая, что Господь вездесущ, Нарада негромко рассмеялся и обратился к Нему с такими словами: «О Высшая Душа, повелитель всех мистических сил, теперь мне открылись Твои удивительные энергии, действие которых не могут понять даже великие мистики. Мне удалось увидеть Твоё могущество лишь потому, что я служил Твоим стопам, однако обычные живые существа, введённые в заблуждение Твоей энергией, не могут даже начать постигать его. О Господь, пожалуйста, позволь мне удалиться. Я буду странствовать по всем мирам, которые наполнены Твоей славой, и громко воспевать Твои божественные игры, очищающие вселенную».

Шри Кришна попросил Нараду не смущаться, видя Его трансцендентные деяния, и объяснил ему цели Своего прихода в этот мир. Затем Он оказал мудрецу великое почтение в соответствии с предписаниями дхармы, от всего сердца преподнеся ему дары, способствующие процветанию, наслаждениям и праведности, и Нарада покинул Двараку, не переставая размышлять о Верховной Личности Бога.

Битва с Шалвой

В писаниях говорится, что на Двараку не раз нападали, ведь Господь явился в этот мир в то время, когда бесчисленные цари-самозванцы наводнили Землю, и Он хотел избавить её от этого бремени. Поэтому Шри Кришна враждовал почти со всеми царями, правившими в те времена. Так, однажды царь Шалва, поклявшийся уничтожить род Ядавов, удовлетворив своими аскезами Господа Шиву, попросил у него воздушный корабль, который не могли бы уничтожить ни боги, ни демоны, ни люди, ни гандхарвы, ни ураги, ни ракшасы. Господь Шива удовлетворил просьбу Шалвы и подарил ему летающий железный город.

Со своей огромной армией Шалва осадил город, уничтожив разбитые вокруг него парки и сады, дворцы и смотровые башни, ворота и крепостные стены, а также места отдыха горожан. Со своего удивительного корабля он обрушивал вниз потоки снарядов: камни, брёвна, молнии, змей, куски льда. Поднялся сильный вихрь, который застлал всё небо пылью. Дварака, штурмуемая кораблём Шалвы, не могла вздохнуть спокойно. Сын Господа Кришны, доблестный Прадьюмна, встал на защиту города. Завязалась настолько жестокая битва, что у каждого, кто видел это зрелище, волосы вставали дыбом. Казалось, будто демоны вновь вступили в битву с богами. Двадцать семь дней и ночей продолжалось это сражение. Господь Кришна в то время гостил в Индрапрастхе у Пандавов, как вдруг Он стал замечать недобрые знамения. Немедленно собравшись, Он отправился в Двараку и сразил Шалву.

Дварака в разлуке с Кришной

Во время великой битвы на Курукшетре, Господь оставил Двараку, чтобы помочь Пандавам победить неправедных царей. Он довольно долго находился вдали от Своей процветающей столицы, и её жители тосковали в разлуке с Ним. Все жители Двараки, находившиеся там во время пребывания Господа Кришны, были освобождёнными душами, вечными спутниками Господа, сошедшими туда вместе с Ним как Его свита. Все они испытывали такую любовь к Нему, что разлука с Ним даже на мгновение была невыносима для них. Все они горели желанием увидеть Господа, хотя благодаря своей духовной связи с Ним они никогда не разлучались.

Жители Двараки были погружены в мысли о Господе, пока Он, участвуя в битве на Курукшетре, был вдали от них. Они пребывали в унынии и каждую минуту ожидали приезда Господа. Поэтому, услышав звук Его раковины, возвещавший о Его возвращении, они, как будто пробудившись ото сна, поспешили Ему навстречу. Горожане предстали перед Господом с подношениями и в экстазе стали произносить слова приветствия.

Поскольку Господь Кришна — Верховная Личность Бога, Ядавы безоговорочно принимали Его своим повелителем. Те из них, кто находился рядом с Ним, особенно процветали. Они были так погружены в мысли о Кришне, что, спали ли они или сидели, гуляли, беседовали, играли или совершали омовение, — они полностью забывали о собственном теле. Многие боги, низойдя на Землю с целью помочь Господу Кришне в Его играх, родились в династии Яду и стали соратниками Господа.

Завершение земного пути династии Яду

После искусно устроенного грандиозного сражения на Курукшетре, в результате которого в силу уничтожения демонических царей значительно облегчилось бремя Земли, игры Господа на нашей планете подошли к своему завершению — пришло время Шри Кришне возвратиться в Его вечную обитель. Богам пора было снова приступить к их привычным обязанностям по управлению вселенной, поэтому каждый из них должен был вернуться на свою планету. Чтобы всё это устроить, Господь вызвал гибель династии Яду, и весь Его род исчез с лица Земли.  В результате проклятия Ядавы, опьянев от вина, до смерти бились друг с другом на стеблях железного тростника, не узнавая один другого, пока весь их род не был уничтожен.

В действительности Господь Кришна не уничтожал династию Яду, а просто скрыл её от взора обитателей материального мира, воспользовавшись для этой цели проклятием брахманов. Потомки Яду — вечные слуги Господа — вошли в скрытую, потаённую Двараку в духовном мире, непроявленную на Земле. Господь проявляет Свою обитель, Двараку, на Земле, и, когда земная Дварака исчезает, вечная Дварака в духовном мире остаётся неизменной. Поскольку Ядавы — вечные спутники Господа, уничтожаются не они сами, а только наша способность видеть их.

Хотя кажется, что Господь Кришна воплощается в этом мире и спустя определённый срок покидает его, на самом деле Он вместе со всем Своим окружением вечно пребывает в духовном небе, где располагаются Шри Гокула, Матхура, Дварака и другие Его обители. Члены рода Яду — вечные спутники Господа, и разлука с Господом для них невыносима. Кришна готовился к завершению Своих игр на этой планете, и, оставь Он Ядавов здесь, Его уход, безусловно, поверг бы их в глубокое горе. Обезумев от такой утраты, они бы вытоптали и уничтожили всю Землю. Поэтому Кришна устроил так, чтобы Ядавы покинули Землю раньше, чем Он.

Отправив богов на их планеты, Господь Кришна возвратился в духовный мир в Своей изначальной форме. Терзаемые разлукой с Господом, Его родители тут же упали замертво. Затем жёны Ядавов, в том числе жёны Самого Верховного Господа, его невестки, жёны Баларамы и Васудевы, взошли на погребальные костры, обнимая своих мёртвых мужей.

Заходя, солнце не умирает. Его заход означает только то, что оно скрылось от нашего взора. Аналогично этому, завершение миссии Господа на конкретной планете или в той или иной вселенной говорит лишь о том, что Он скрылся от нашего взора. Конец династии Яду не означает её гибели. Она просто исчезает из поля нашего зрения вместе с Господом. То есть все эти вечные спутники Господа вернулись вместе с Ним в Его обитель.

Сокрытие Двараки

Как только Господь покинул Двараку, океан вышел из берегов и затопил этот великолепный город, оставив нетронутым только личную резиденцию Господа. Но океан скрыл только внешнее проявление земной обители Господа от взоров обывателей Кали-юги, которая началась после ухода Господа Кришны из нашего мира. Вечная же Дварака существует за пределами материальной вселенной, и, конечно, материальный океан не может затопить её. Говорят, что даже в наши дни люди, живущие рядом с местом, где находилась изначальная Дварака, иногда мельком видят её в океане.

Благодаря Двараке, где Господь Шри Кришна правил как царь, слава Земли затмила славу райских планет, потому что каждый, кто был одарён взглядом и улыбкой Господа, избавился от страданий, вернувшись в духовный мир, и никогда уже снова не придёт на Землю или любую другую планету материальных вселенных. Все эти планеты являются местом страданий, так как ни на одной из них нет вечной жизни, вечного блаженства и вечного знания.

Поэтому каждому, кто занят преданным служением Господу, рекомендуется жить в Двараке, Матхуре или Вриндаване, которые выше всех знаменитых планет во вселенной. Эти места вечно святы, потому что, когда бы Господь ни приходил на Землю, Он являет Свою трансцендентную деятельность именно в этих трёх местах. Они всегда остаются святой землёй Господа, и те, кто там обитает, по-прежнему пользуются всеми преимуществами святого места, даже несмотря на то, что сейчас они не могут непосредственно видеть Господа.

Из всех благоприятных мест Дварака — самое благоприятное, потому что Верховная Личность Бога вечно присутствует в этом городе духовного блаженства, поэтому простое памятование о Двараке уничтожает всю скверну и избавляет от всех бед. Трансцендентный город Дварака столь свят, что каждый, кто умирает там, тут же отправляется домой, обратно к Богу.

Современный город Дварака был построен на суше после того, как столица Шри Кришны ушла под воду. Дварака является одним из четырёх самых святых мест паломничества в Индии, расположенных в разных концах полуострова: Джаганнатха-пури на востоке, Рамешварам на юге, Дварака на западе и Бадринатх на севере. Считается, что все преданные Верховной Личности Бога должны посетить эти места хотя бы раз в жизни. Возникновением традиции совершения паломничества по этим четырём святым местам — Чардхам (чар — четыре, дхам — обитель, царство Господа) — мы обязаны великому мудрецу Шанкарачарье, одному из воплощений Шивы. Эти четыре дхамы символизируют планеты духовного мира. Следуя по стопам великих преданных Господа, религиозные люди и по сей день посещают эти святые места, чтобы достичь совершенства на пути духовного самоосознания. Пураны также включают Двараку в семь священных городов — Сапта Пури (сапта — семь, пури — город) — или тиртх (мест паломничества), дарующих освобождение.

Главным местом паломничества Двараки является храм Дваракадхиши, то есть Кришны — правителя Двараки. Изначальный храм на этом месте был воздвигнут внуком Кришны, его строительство также было поручено зодчему богов Вишвакарме и заняло один день.

******

Посвящается Его Божественной милости А. Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, благодаря самоотверженному труду которого над переводом и комментариями таких священные писаний, как «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавад-гита» и других, нам стали доступны содержащиеся в них сокровенные знания, на основании которых была написана эта статья.

Автор статьи — Светлана Межакова©. При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна. 

Эта статья, наряду с другими интересными материалами, вошла в 3-й выпуск Альманаха Школы Джйотиш Индубалы, который вы можете приобрести здесь.