Индия. Шани-натх бабаджи

В Кедарнатхе, если подняться по тропе на холм по правую руку от храма, есть удивительный храм Бхайрава под открытым небом. О нем я писала в отчетах о прошлых поездках. А сегодня хочу рассказать о том, кто отвечает за служение этому Божеству. Эта честь передается по линии преемственности в духовной традиции натхов от учителя к ученику. И сейчас она принадлежит бабаджи, которого зовут Шани-натх. Когда его гуру давал ему имя, он увидел (своим особым видением), что у ученика есть связь с Шани (богом, управляющим планетой Сатурн), поэтому и дал ему такое имя. Позднее Шани-натх даже построил храм в честь Шанидева где-то в районе Чопты на деньги, которые ему несут в качестве пожертвований.

Натх — это одно из имен Господа Шивы, поэтому нетрудно догадаться, кому поклоняются представители этой традиции. Вообще, натхи считаются основоположниками истинной хатха-йоги, с которой известная нынче «хатха-йога», то есть современный йога-фитнесс, практически не имеет ничего общего. Подробнее про натхов вы можете прочитать в Интернете и сами. Я же расскажу только о том, что увидела своими глазами и услышала от Шани-натха.

Познакомились мы с ним благодаря нашему чудесному другу и гиду Мохану, с которым мы провели уже не одно паломничество. Мохан очень уважает и любит Шани-натха и при каждом приезде в Кедарнатх обязательно идет к нему в гости, чтобы проведать, пообщаться и т. д. В этот раз Шани-натх бабаджи с удовольствием согласился нас поопекать и провел с нами целый день, а хотел и больше, но в рамках паломничества мы зажаты в сроках, хотя в этот раз смогли остаться в Кедарнатхе на две ночи, так что целый день провели в обществе Шани-натха.

Возле храма Бхайрава у Махараджа небольшая открытая пещерка с жертвенным огнем, чтобы все желающие могли к нему зайти, получить наставления, советы, ответы на свои вопросы, а также травяные лекарства, которые Шани-натх готовит.

Чуть повыше на холме у него маленький ашрам, буквально — этот три комнаты: его комната, кухня и комната для ученика. Там он живет в сезон паломничества уже больше десяти лет, а на зиму, когда все здесь закрывается и становится очень холодно, он, как и все садху, спускается пониже.

У натхов есть несколько ступеней посвящения. У Шани-натха уже, как минимум, два посвящения. Об этом говорят, в частности, его серьги в ушах (отличительный внешний признак натхов) и наличие учеников, хотя сам он достаточно молод. При втором посвящении натху прорезают центры ушных раковин и вставляют туда серьги «кундалы». Это посвящение считается наивысшим и означает полную санньясу (отказ от материальной жизни и сосредоточение на духовном). Получив второе посвящение, натх получает статус гуру и может принимать учеников.

В этот раз мы застали у него его ученика из Франции — Ганга-натха. Ганга-натх приезжает сюда на несколько месяцев в году, так как не получается у него раздобыть долгосрочную индийскую визу. Он уже свободно говорит на хинди. Меня поразило в нем то, что, несмотря на то, что он примерно ровесник своего гуру, им обоим в районе 40-45, как мне показалось, но у него настолько невероятное для меня смирение… Шани-натх по любому поводу говорит ему, как и что делать, даже, казалось бы, в простых бытовых мелочах, но Ганга-натх ни разу не сказал «я и сам знаю», он просто внимательно слушает, говорит «хорошо, гуруджи» и идет и делает то, что ему было сказано. Когда Ганга-натх уезжает из Индии, он проповедует в Европе, оказывается, там есть много ашрамов натхов, в частности в Италии, в Испании. У Ганга-натха уже тоже в ушах серьги, а, значит, есть два посвящения.

Еще у Шани-натха имеется молодой «послушник» Рахул. Ему 22 года, он из Джошиматха из семьи брахманов. Шани-натх обучает его разбираться в лекарственных травах. Рахул очень пытливый, задает много вопросов, но смирения у него чуть меньше, может даже и спор с гуру затеять.

Как раз в тот день, когда мы к нему явились, Шани-натх хотел пойти повыше в горы на сбор трав. И заодно разрешил нам пойти с ним. Но, так как мы не такие шустрые, а подъёмы там не простые, плюс высота, он решил изменить маршрут, и повел нас в более доступное место. С нами пошел и Рахул, а Ганга-натх остался на хозяйстве. По дороге Махарадж нам рассказывал про растения, которые мы встречали, и без конца давал что-то из них попробовать.

Вообще, в этот день Шани-натх дал нам возможность попрактиковать все известные виды йоги. Сначала была гьяна-йога. Гьяна означает «знание». И вот Махарадж без конца нам повторял, что без знаний никуда не уйти. Тем более в горах нужно знать все, иначе тут просто не выживешь. Это сейчас есть поселок Кедарнатх, и там можно добыть еды, переночевать в комнате и даже получить горячую воду. А еще несколько лет назад, когда Шани-натх тут поселился, ничего этого не было, и ближайшая лавка с продуктами была внизу, за 16 км, то есть там, откуда мы начинаем подъем в Кедарнатх сейчас. Поэтому он научился разбираться во всех растениях, какие съедобные, какие лекарственные, какие ядовитые и т. д. Конечно, не сам, а получил эти знания от гуру. И теперь он делился этими знаниями с нами.

Так мы вживую увидели брингарадж в естественной среде обитания, который применяется во многих лекарственных средствах Аюрведы. Шани-натх рассказал, как можно использовать свежее растение при проблемах с волосами. Затем он показал нам синюю ягодку, она пахнет как ментоловый бальзам, когда ее ешь, и очень полезна для всего желудочно-кишечного тракта, чистит печень и много чего еще делает. Нам удалось увидеть доказательство тому прямо в этот же день, потому что результатом стало появление аппетита у человека, у которого его с детства не было!

Еще мы попробовали маленький гриб, который местные называют панир. Он белый круглый и по вкусу действительно напоминает нежный сыр панир. А сколько там было земляники! Буквально на каждом шагу, и очень даже крупная, хоть и не такая сладкая, как наша лесная. Первый раз я ее ела в Гималаях!

Во-общем, буквально каждые пять минут бабаджи усаживал нас отдыхать и есть разные гималайские дары))) Потом мы все вместе собирали себе на ужин траву, которая в горах заменяет шпинат.

Во время нашей прогулки на высоте примерно около 4000 м Шани-натх бабаджи показал нам очень интересное место. Это такое углубление в скале, которое Пандавы 5000 лет назад использовали в качестве ступки для растирания специй. Сейчас туда стекает маленькая струйка водопада из-за чего в углублении образовалось небольшое озеро, размером примерно 3 на 4 метра.

Затем Шани-натх устроил нам дхьяна-йогу, то есть медитацию. И мы стали по скалам карабкаться куда-то вверх, он нас буквально затаскивал туда руками, потому что сами мы бы туда по скользким камням не взлезли. В итоге мы оказались возле небольшой пещеры. Шани-натх сказал, что, когда его ум впадает в беспокойство, он приходит сюда и целый день сидит тут в медитации.

Усадив нас в пещере, он снял с себя всю одежду, оставив только тюрбан и дхоти (кусок ткани, который мужчины традиционно используют вместо брюк), сел сам в позу для медитации, и все вместе мы (в теплых куртках, что характерно) повторяли с ним мантры ОМ и ОМ НАМАХ ШИВАЯ.

Потом мы пошли назад, так как день уже клонился к вечеру. По дороге Шани-натх собрал букетик из горных цветов и… очередное мое удивление… вручил его мне. Конечно, я была польщена, но в голове был вопрос — к чему бы это?.. Ответа у меня до сих пор нет, а у Махараджа я спрашивать не стала. Вообще, Шани-натх не очень разговорчив. Говорит, очень коротко, без всяких развернутых предложений. Но он очень смешлив, любит улыбаться и шутить. Букетик я, вспомнив детские гербарии, засушила в книге, и теперь он стоит у меня дома. Но это лирическое отступление, вернемся к теме нашего повествования.

По дороге к дому бабаджи с серьезным видом говорит нам: «Надо бы дров собрать, если ужин хотим». Мы, конечно, тут же бросились искать какие-то ветки и палки, деревьев-то там нет вообще, а он засмеялся и сказал, что просто пошутил.

Через пять минут он нас снова остановил: «А теперь давайте-ка все вместе сделаем сурья-намаскар!» Ну вот и хатха-йога, наконец. Послушно поскидывали куртки, ботинки и стали на горной лужайке изображать из себя знатоков асан.

Так, с небольшими остановками, вернулись к нему в ашрам. А там малюсенький ягненок. Махарадж на днях собирал в горах травы и увидел, как окатилась овца. Чтобы ее и ягненка не слопали собаки, он взял их и привел к себе домой. И вообще он говорит: «Все люди и животные — это моя семья!»

Я его спросила по поводу того, может ли быть натхом женщина, он сказал, что женское или мужское тело — это всего лишь оболочка. Натхи не делают различия между телами и национальностями. Но если ты хочешь быть натхом настоящим, то нужно принимать санньясу. Вот поэтому наш Мохан, несмотря на то, что любит Шани-натха, учеником его становиться пока не готов: санньяса в молодом возрасте — невероятная аскеза.

Зашли к нему в комнату, у него помимо печки есть газовая плитка, так что дрова можно и не собирать. Несут паломники все, хотя натхи никогда ни у кого пожертвований не просят.

В ашраме Шани-натх решил продолжить упражняться с нами в йоге и придумал занять меня, почему-то я уже не удивилась, карма-йогой. Говорит: «Сделай нам чай, Света». Я, конечно, не Ганга-натх, смирения у меня нет вовсе, но к плите все-таки встала. Тем более что тут Ганга-натх стал своему гуру нахваливать, какая в России прекрасная традиция чаепития и как там вкусно готовят чай, откуда он это взял, не знаю. И, вообще, мы с ним только что обсуждали, что я пью только травяной чай, да и он не любитель черного, потому что от него ум будоражится. Ну да ладно, чай я сварила, но… индусы пьют чай настолько сладкий, что даже для меня, употребляющей сахар тоннами, это слишком. Да, я положила сахар в кастрюлю, но, когда Шани-натх попробовал чай, он сморщился и спросил: «А где сахар?»

Затем он придумал мне новую задачу — сделать чапати к ужину. Это уже было свыше моих сил. Я хоть и умею готовить, говорят даже, что вкусно, но жуть как не люблю это дело… тем более чапати… я училась их готовить несколько лет назад, но, во-первых, это не мое, а во-вторых, наш Мохан очень хотел, чтобы Шани-натх сам приготовил для нас ужин, потому что он супер-кулинар. Так что я стала отказываться, благо смирение у меня напрочь отсутствует, и возражать — а это вообще мое первое занятие. Шани-натх с удивлением спросил, есть ли у меня дети. Кивнула головой утвердительно, есть, мол, один. «А чем, — говорит, — он у тебя питается?» Отвечаю: «Вырос уж, жена кормит. Ну и, знаете, Махарадж, приедете к нам в Россию, мы вас борщом накормим».

Тут и хитрый Мохан включился, стал упрашивать бабаджи, чтобы тот сам все приготовил, заверяя, что будет помогать. Так что я была спасена. Шани-натх сделал сабджи, то есть овощное рагу с тем горным шпинатом, который мы добыли, и с паниром, который откуда-то успел принести Рахул, а потом расстелил на полу белую простыню, взял специальную дощечку и скалку и провел нам мастер-класс по приготовлению чапати, который мы благополучно записали на видео, и вы тоже теперь можете его увидеть и попрактиковаться, если будет желание.

Когда все было готово, Ганга-натх был отправлен к Божеству Бхайраву, поднести ему эту пищу. Так, незаметно, мы перешли к бхакти-йоге (йоге преданного служения). Освященная таким образом пища стала прасадом, и настал наш черед его почтить или, проще говоря, съесть. Не забыли и про овечку, одну толстую чапати Махарадж сказал Ганга-натху остудить и потом выдать ей в качестве десерта, а то что это — все трава да трава, а она ведь кормящая мать, все-таки.

Когда мы наелись до отвала, Шани-натх опять меня поразил. Оказывается, он еще успел достать буйволиного молока у пастухов, которые находятся с ним по соседству. Как они затащили сюда буйволов, на высоту 3500 метров, мне не ведомо. Но, узнав от Мохана, что я люблю свежее молоко и пью его по всем Гималаям, хоть в Индии, хоть в Непале: коровье, буйволиное или ячье, — Махарадж как-то незаметно его принес.

Потом вдруг Ганга-натх сорвался с места и куда-то побежал. Махарадж говорит: «Ой, забыл, он сейчас будет службу делать для Бхайрава, бегите посмотрите». Мы поскакали с набитыми пузиками, но успели. Ганга-натх как раз только покрыл Бхайрава леопардово-тигровой тканью и начал арати (ритуал почитания). После этого мы посидели еще у Бхайрава, почитали мантры (еще один процесс бхакти-йоги) и уже в полной темноте, поблагодарив Махараджа, к которому нагрянули еще какие-то посетители, отправились спать.

Вообще, Шани-натх предлагал нам остаться еще на несколько дней, чтобы показать много интересных мест, но, к сожалению, мы не могли, будем просить позволения Кедар-бабы, Господа Шивы, чтобы такая возможность появилась в следующий раз.

Джай Кедар-баба! Спасибо тебе, дорогой Махадев, за такие чудесные подарки, которыми ты нас без конца балуешь!

Присоединяйтесь к нашим увлекательным поездкам. Расписание вы найдете здесь.

Автор статьи — Светлана Межакова©. При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна.