Индия. Бадринатх

Осенью 2019 года сезон дождей был не очень чтоб сильный и не такой продолжительный, как в прошлом году, но почему-то дороги в нашем паломничестве оставляли желать лучшего, особенно в Бадринатх. С другой стороны, путь к Господу ведь не может быть простым, он всегда тернист, главное идти и не сворачивать.

Накануне мы, как обычно, остановились в Джошиматхе, чтобы с утра сходить в храм Нрисимхадева на его абхишеку — омовение, во время которого каменное Божество полностью раздевают и можно увидеть Его постепенно истончающуюся левую руку.

Согласно предсказанию, когда рука совсем истончится и обломится, Кали-юга (эпоха деградации, в которую мы живем) захватит весь мир и тогда две горные вершины (Нар и Нараяна) по обеим сторонам долины, где находится Бадринатх, сойдутся вместе и навсегда закроют проход туда. Алакананда (Ганга) выйдет из берегов и затопит Бадринатх. Но Божество Бадринараяны незадолго до катастрофы перенесут в другое место, неподалеку от Джошиматха, которое называется Бхайвишья Бадри.

Вечером, сидя в местном ресторанчике в центре Джошиматха, услышали объявление полиции о том, что дорога в Бадринатх закрыта до утра, поэтому всем водителям необходимо остановиться здесь и заночевать, а что будет утром, пока неясно.

Переночевав, с утра мы отправились в храм и, побывав на абхишеке, решили все-таки ехать в Бадринатх, в надежде, что дорога будет открыта, потому как у всех опрашиваемых, возвращавшихся оттуда, были очень противоречивые сведения и мы вообще не могли понять, что там случилось.

Но вскоре все выяснилось. Практически сразу за Пандукешваром (где когда-то в лесу жил сам Панду со своими маленькими сыновьями и женами) движение было остановлено. Все паломники выгружались из своих транспортных средств и дальше шли пешком. Пошли и мы.

Оказалось, что произошел обвал и кусок горной дороги просто рухнул вниз. Если бы это было где-то в Европе, в России и т. д., всех бы уже давно прогнали, территорию закрыли и паломников отменили. Но это Индия — здесь это невозможно — остановить паломничество!

Вместо этого на помощь явилась индийская армия. Военные организовали тропу, которая огибала обвал понизу вдоль реки и выходила уже снова на дорогу. А там уже подъезжали местные джипы из Бадринатха и доставляли паломников в эту святыню по уцелевшему дорожному полотну.

Надо отдать должное индийским военным, ведь индусы в большинстве своем не очень подвижные, а многие даже совсем неуклюжие, что уж говорить о тех, кто в возрасте, а тропа не совсем простая, ступеньки в виде мокрых камней, по которым на последнем участке нужно карабкаться вверх. И вот военные чуть ли не на себе затаскивают всю эту нескончаемую вереницу людей по этим ступенькам.

Обойдя обвал, поднялись мы на дорогу, буквально с боем поймали джип, желающих много, так что зевать там некогда. О правилах безопасности и максимальной вместимости речи и быть не может, поэтому мы втроем взгромоздились на переднее сиденье, предполагающее посадку только для одного европейского человека и еще половинки, но не до жиру.

Мой рюкзак любезно приняла на себя какая-то женщина (мужчины как-то совсем, похоже, измельчали) с заднего сиденья, иначе он бы оказался на коленях у водителя. Рукоятка переключателя скоростей разместилась у меня между колен, простите за интимные подробности, но водитель был очень галантен и как-то так мастерски с ней управлялся, что не только до меня ни разу не дотронулся, но и, не потеряв управление на серпантинах непростой горной дороги, доставил нас всех в целости и сохранности до автостанции Бадринатха.

Разместившись в прекрасном отельчике, с буквально панорамным видом, отправились в деревню Мана — к истоку ушедшей под землю с началом Кали-юги реки Сарасвати, в пещеру к Вьясадеве, где он диктовал для нас, калиюжных шудриков с отсутствием памяти, Веды 5 000 лет назад, в пещеру к его помощнику Ганеше, который под диктовку Вьясадевы (но не словесную, а мысленную) записал все эти тексты.

В пещере Вьясадевы всегда, сколько бы я туда ни приезжала, сидит один замечательный брахман, он так складно цитирует «Шримад-Бхагаватам» на санскрите и рассказывает истории о Вьясадеве приходящим паломниками, что даже перевод с хинди не нужен, хотя с нами он, конечно, может и некоторые английские слова употреблять. На следующий день мы встретились с ним в Бадринатхе, он радостно нас поприветствовал, мы расспросили друг у друга, как дела, мелочь — а приятно, когда тебя уже практически во всех индийских Гималаях помнят…

Dечером пришло время отправиться на даршан к Самому Господу Бадри. Днем храм закрыт, перерыв, Господь ведь тоже нуждается в отдыхе. Пришли, народу немного, стали в очередь. Вскоре храм открылся, и очередь стала двигаться к дверям. Подошел наш черед, но тут случилось нечто, что меня совсем расстроило. Кали-юга крепчает? и в святых местах, к сожалению, уже тоже. Парни, стоявшие в виде охраны у дверей в храм, говорят:
— Давай квитанцию.
— Какую квитанцию? — недоумеваю.
— Надо оплатить в кассу, если хочешь попасть в храм.

Ну это уже был перебор. Раньше только с утра были сложности с попаданием в храм, на абхишеку пускали только тех, кто проспонсирует это действо, причем сумма далеко не маленькая. Но вечером мы всегда без проблем попадали, даже при огромном количестве народу. А теперь — на тебе.

— Уходите, — говорит.
— Не уйдем, — отвечаю. — Мы пришли к Господу Бадри и хотим зайти в храм. И будем стоять здесь и никого не пустим, пока вы нас не пустите. — А сама в это время про себя говорю Господу: «Как так, мы сюда приехали, а это значит, что Ты нас к Себе позвал, иначе бы мы сюда не добрались, а теперь вот нас к Тебе не пускают?!»

И что вы думаете, парень-охранник тут же говорит, ладно, мол, быстро открывает огромные двери храма и вталкивает нас внутрь. Его коллега внутри кричит нам — давайте садитесь на пол, в падмасану, мы падаем до кучи к остальным присутствующим, и начинается служба. А после нее мы прорываемся к самому алтарю, смотрим на Господа и всех, кто там с Ним. Спасибо, Господь! Ты как обычно к нам беспричинно милостив!

Утром в храм нас уже не пустили (да мы и не стремились, надо было ехать назад), но можно было посмотреть внутрь и увидеть кусочек абхишеки из открытого окна напротив алтаря, мимо которого движется очередь. Естественно, возле окна стоит очередной а-ля охранник, прикрикивающий на всех, мол, не останавливайтесь, проходите, как и везде, но они мне уже так надоели, что я перестала обращать на них внимания. Стала рядом с этим охранником, чтобы не загораживать проход и не мешать закрывать другим обзор и смотрела на алтарь. Тут охранник решил возмутиться и даже толкнул меня, типа, иди, не стой тут, я его толкнула в ответ, сказав, буду стоять сколько хочу, а ты можешь идти куда хочешь, а еще раз толкнешь, мало не покажется… он потерял дар речи и минут пять, которые мне и были нужны, больше меня не трогал.

Обратный путь из Бадринатха был по все той же тропе под обваленной дорогой, но смельчаки уже проезжали по этому узкому обломку на свой страх и риск, в Индии и такое возможно, особенно когда все спешат к Господу! Джай Бадринатх! Джай Бадривишал!

Автор статьи — Светлана Межакова©. При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна. 

_______________________

Все наши статьи вы найдете в Библиотеке. Чтобы быть в курсе наших новостей, подписывайтесь на наш Телеграм-канал или вступайте в нашу группу во ВКонтактеДля получения наших публикаций по электронной почте можно оформить подписку: на компьютере — слева, под Меню; со смартфона — нажмите значок Меню, внизу списка введите в поле адрес электронной почты.

Расписание поездокКонсультации и марафоныКонтактыДистанционное обучение Аюрведе.