Расайана-чикитса — омолаживающая (восстанавливающая) терапия. Часть 9. Расайаны для разума, ума и телесных каналов

Расайана для разума и ума. Медхйа расайана означает «омоложение способностей разума». Она улучшает разум (интеллект), способность к схватыванию информации, ясность восприятия и память. Практическими примерами лекарственных растений медхйа расайаны являются брахми, джатамамси, шанкха пушпи, вача, солодка, ашвагандха и гудучи. Эти же растения действуют и как манас расайана (омоложение ума). Сначала они воздействуют на маджджу (нервную ткань и костный мозг), а затем питают чувственный ум и разум. Растительные средства, используемые в качестве расайаны и анупаны для маджджа дхату вы найдете в таблице, приведенной в статье «Растительные расайаны и анупаны для тканей (дхату)». Расайаны и анупаны для мано ваха шротаса вы найдете в таблице, приведенной в статье «Расайаны и анупаны для прочих телесных каналов (шротамси)».

Расайана для телесных каналов. Санскритское слово шротас означает «канал». Эта концепция включает каналы для пищи, воды и воздуха, которые поступают в наше тело, каналы для мочи, кала и пота, которые выделяются из него, и каналы для каждой дхату. Есть также канал для ума, включающий в себя всё тело. Мула (корень) шротаса руководит всем функционированием канала, и в нём содержится агни, который управляет шротасом. Также в корне каждого из каналов находятся прана, теджас и оджас, три тонкие сущности дош.

Сбалансированное функционирование каждого канала зависит от сбалансированного агни в корне. Методы расайаны и омолаживающие растительные средства работают в корне канала, чтобы привести в сбалансированное состояние шрото агни, а также прану, теджас и оджас дхату, связанной с этим каналом. Это гармонизирует функции канала. Существуют специальные растительные расайаны, которые можно использовать для укрепления того или иного шротаса. Они перечислены в таблицах, приведенных в статьях «Растительные расайаны и анупаны для телесных каналов, связанных с тканями» и «Расайаны и анупаны для прочих телесных каналов (шротамси)».

Автор статьи — Светлана Межакова©. При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна. При написании статьи использовались материалы из «Аштанга-хридайам», учебника Васанта Лада «Textbook of Ayurveda» и др. аюрведических источников, а также материалы, полученные в процессе обучения в аюрведических клиниках.

Присоединяйтесь к нашему обучению Аюрведе, расписание вы найдете здесь.

Все наши статьи по Аюрведе вы найдете в Библиотеке знаний нашего сайта.