Расайана-чикитса — омолаживающая (восстанавливающая) терапия. Часть 10. Расайаны и анупаны для телесных каналов, связанных с тканями

Ранее мы говорили о расайанах и анупанах для каждой ткани (дхату). Теперь речь пойдет о расайанах и анупанах для телесных каналов (шротамси). Следует также иметь в виду, что анупана конкретной ткани (дхату) также будет оказывать воздействие на соответствующие этой дхату шротамси (каналы) и наоборот.

В этой статье мы рассмотрим каналы (шротамси), связанные с тканями (дхату), а в следующей — остальные.

Шротас (канал) Расайана (растительная) Анупана Другие тоники
Раса (плазма) Ардракам (свежий имбирь)

Махасударшан

Шунтхи (сухой имбирь)

Туласи

Шадангодак (В, П, К)*

Тёплое молоко (В, П)

Сок сахарного тростника (В, П)

Чай из имбиря и лемонграсса (В, К)

Дракшасава

Кумари асава № 1

Махасударшан кватха

Ракта (кровь) Абхрак бхасма

Арогйа вардхини

Гудучи

Харидра (куркума)

Каишоре гуггулу

Кама дудха

Лоха бхасма

Манджиштха

Моти бхасма

Ним

Сутшекхар

Сок алоэ вера (В, П, К)

Дадхимавалеха (гранатовый сироп) (В, П, К)

Гхи (В, П, К)

Горькое гхи (П)

Гранатовый сок (П, К)

Клюквенный сок (П, К)

Дракшасава

Кумари асава № 1

Лохасава

Маха манджиштхади кватха

Ракта вардхака

 

Мамса (мышечная ткань) Ашвагандха

Бала

Махайогараджа гуггулу

Видари

Гхи и мёд (В, П, К)**

Молоко или миндальное молоко (В, П)

Ашвагандхадйаришта

Баларишта

Наружно:

Масло маханарайана (при нирама-расстройствах)

Масло виша гарбха (при сама-расстройствах)

Меда (жировая ткань) Арогйа вардхини

Читрак

Кутки

Шиладжит

Трифала гуггулу

Кунжутное масло (В)

Горькое гхи (В, П)

Льняное масло (К)

Мёд и горячая вода (К)

Яблочный уксус и лимонный сок в горячей воде (К)

Абхайаришта

Кумари асава № 2

Панчакола асава

Астхи (костная ткань) Гуггулу (включая йогараджа гуггулу, каишоре гуггулу, раснади гуггулу, симханад гуггулу)

Кама дудха

Правал панчамрит

Тагара

Молоко или миндальное молоко (В, П)

Кокосовое молоко (В, П)

Дашамула-чай (В, К)

Бхаллатакасава

Дашамуларишта

Махараснади кватха

Наружно:

Масло маханарайана (при нирама-расстройствах)

Масло виша гарбха (при сама-расстройствах)

Маджджа (нервная ткань и костный мозг) Атмагупта (капикаччу)

Брахми

Джатамамси

Кхурасани ова

Сарасвати

Шанкха пушпи

Тагара

Вача

Масло джйотишмати в молоке (В, П, К)

Гхи (В, П)

Миндальное молоко (В, П)

Арвиндасава

Брахми праш

Прашам

Сарасватаришта

Шанкха пушпи сироп

Шукра (мужская репродуктивная ткань) Абхрак бхасма

Ашвагандха

Атмагупта (капикаччу)

Бханга

Видари

Шафрановое молоко (В, П, К)

Молоко или миндальное молоко (В, П)

Молоко с мускатным орехом (В, К)

Чесночное молоко (В, К)

Чай из имбиря, корицы и кардамона (В, К)

Ашвагандхадйаришта

Чйаванапраш

Макардваджа

Сырой лук

Артава (женская репродуктивная ткань) Ашока

Бола бадха раса

Чандрапрабха вати

Кумари (гель алоэ вера)

Шатавари

Сок алоэ вера (В, П, К)

Шафрановое молоко (В, П, К)

Гранатовый сок (П, К)

Чай каркадэ (К, П)

Ашокаришта

Энотера

Кумари асава № 3

Прадарантак вати

Басти:

Анувасана басти с кунжутным маслом

Станйа (ткань молочной железы) Гудучи

Кумари (гель алоэ вера)

Кутки

Шатавари

Дашамула-чай (В)

Шатавари-гхи (П)

Мёд (К)

Кумари асава

Шатавари калка

Наружно:

Касторовое, кукурузное и льняное масло

Шатавари-гхи

* Шадангодак — это чай*** из нагара мотхи, чанданы, шунтхи, чёрного кхуса, зелёного кхуса и питта паппады.

** Гхрита мадху — санскритское наименование комбинации гхи и мёда, которая обычно даётся в равных объёмах, например по чайной ложке каждого. Эту комбинацию нельзя употреблять в равных количествах по весу, так как она становится токсичной. Обратите внимание, что мёд и гхи особенно хорошо использовать в качестве анупан, так как они являются йогавахи (катализаторами). Йогавахи-вещества действуют на оджас, теджас и прану. Они могут доставлять тонкие качества растительных лекарственных средств во все семь дхату и особенно в те, с которыми у них есть сродство. Мёд является особенно хорошей анупаной и йогавахи для кафы, и у него особое сродство с меда дхату. Гхи подходит для всех трёх дош и имеет особое сродство с ракта, меда и маджджа дхату.

*** Под чаем мы понимаем раствор, полученный при кипячении растений в течение нескольких минут.

Автор статьи — Светлана Межакова©. При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна. При написании статьи использовались материалы из «Аштанга-хридайам», учебника Васанта Лада «Textbook of Ayurveda» и др. аюрведических источников, а также материалы, полученные в процессе обучения в аюрведических клиниках.

Присоединяйтесь к нашему обучению Аюрведе, расписание вы найдете здесь.

Все наши статьи по Аюрведе вы найдете в Библиотеке знаний нашего сайта.