Расайана-чикитса — омолаживающая (восстанавливающая) терапия. Часть 8. Растительные расайаны и анупаны для тканей (дхату)

Даже здоровому человеку полезно принимать растительную расайану. Если человек здоров, либо одна или несколько тканей (дхату) ослаблены, но нет конкретного заболевания, можно использовать однокомпонентное растительное средство в качестве расайаны. Растение может либо проникнуть в раса дхату и оттуда направиться в другие ткани, благодаря своему вкусу (раса), либо оно может непосредственно проникнуть в конкретную дхату с помощью своей вирйи (энергии). Растение, принимаемое само по себе, рано или поздно доберётся до нужной дхату, даже без анупаны (проводника), из-за его сродства с этой тканью. Тем не менее, лучше принимать растение вместе с подходящей анупаной, чтобы доставить растение прямо и быстро в ту ткань, которая нуждается в подкреплении. Таким образом, результат проявляется в более короткий период времени.

Использование йогавахи (катализатора), такого как мёд или гхи в качестве анупаны, позволит доставить качества растений во все семь дхату. Например, приём такого растения, как шатавари, с имбирным чаем в качестве анупаны, будет напрямую питать раса дхату, а если использовать его с гранатовым соком, оно будет напрямую влиять на ракта дхату и т. п. Однако, если принимать шатавари с мёдом, который является катализатором, оно будет доставлено во все семь дхату. Это может быть полезно, если вашей целью являются все ткани или если вы не знаете точно, какие ткани наиболее срочно нуждаются в омолаживающей терапии. Тем не менее, иногда полезно также целенаправленно работать с одной или двумя конкретными дхату, используя анупаны, не являющиеся йогавахи.

В следующих таблицах указаны расайаны и анупаны для каждой ткани (дхату). Анупана конкретной дхату также будет оказывать воздействие на соответствующие этой дхату шротамси (каналы) и наоборот. Но про каналы речь еще впереди.

Дхату Расайана Анупана
Раса Ардракам (свежий имбирь)

Шунтхи (сухой имбирь)

Туласи

Молоко (В, П)

Чай из имбиря или лемонграсса (цимбопогона) (В, К)

Сок сахарного тростника (В, П)

Ракта Гудучи

Манджиштха

Ним

Гранатовый сок (П, К)

Сок алоэ вера (В, П, К)

Гхи (В, П, К) или Горькое гхи (П)

Мамса Ашвагандха

Бала

Видари

Гхи или мёд (В, П, К)***

Молоко (В, П)

Миндальное молоко (В, П)

Меда Читрак

Кутки

Шиладжит

Гхи (В, П)

Мёд или горячая вода (В, К)

Кунжутное масло (В)

Астхи Гуггулу

Кама дудха

Правал панчамрит

Молоко или миндальное молоко (В, П)

Чай из дашамулы (В, К)

Кокосовое молоко (В, П)

Маджджа Брахми

Джатамамси

Вача

Гхи (В, П)

Миндальное молоко (В, П)

Масло джйотишмати в молоке (В, П, К)

Шукра Ашвагандха

Капикаччу (атмагупта)

Молоко (В, П)

Миндальное молоко (В, П)

Чйаванапраш (В, К)

Артава Ашока

Кумари (гель алоэ вера)

Шатавари

Сок алоэ вера (В, П, К)

Чай каркадэ (К, П)

Гранатовый сок (П, К)

 *** Гхрита мадху — санскритское наименование комбинации гхи и мёда, которая обычно даётся в равных объёмах, например по чайной ложке каждого. Эту комбинацию нельзя употреблять в равных количествах по весу, так как она становится токсичной. Обратите внимание, что мёд и гхи особенно хорошо использовать в качестве анупан, так как они являются йогавахи (катализаторами). Йогавахи-вещества действуют на оджас, теджас и прану. Они могут доставлять тонкие качества растительных лекарственных средств во все семь дхату и особенно в те, с которыми у них есть сродство. Мёд является особенно хорошей анупаной и йогавахи для кафы, и у него особое сродство с меда дхату. Гхи подходит для всех трёх дош и имеет особое сродство с ракта, меда и маджджа дхату.

Автор статьи — Светлана Межакова©. При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна. При написании статьи использовались материалы из «Аштанга-хридайам», учебника Васанта Лада «Textbook of Ayurveda» и др. аюрведических источников, а также материалы, полученные в процессе обучения в аюрведических клиниках.

Присоединяйтесь к нашему обучению Аюрведе, расписание вы найдете здесь.

Все наши статьи по Аюрведе вы найдете в Библиотеке знаний нашего сайта.