Расайана-чикитса — омолаживающая (восстанавливающая) терапия. Часть 11. Расайаны и анупаны для прочих телесных каналов (шротамси)

Ранее мы говорили о расайанах и анупанах для телесных каналов (шротамси), связанных с тканями (дхату). Теперь речь пойдет о расайанах и анупанах для других телесных каналов (шротамси).

Шротас (канал) Расайана Анупана Другие тоники
Прана Абхрак-бхасма

Арджуна

Кантакари

Моти-бхасма

Пиппали

Пушкарамула

Шринга-бхасма

Йаштхи мадху (солодка)

Гхи и мёд (В, П, К)*

Горячее молоко (В)

Кленовый сироп (П)

Мёд (Кафа)

Арджуна-кшира-пака

Чйаванапраш

Хема-гарбха-матра

Пиппали-асава

Васакасава

Анна Арогйа-вардхини

Бхаскар-лавана-чурна

Читрак

Хингваштак-чурна

Трикату (имбирь, чёрный перец, длинный перец)

Чай из ажгона (В, К)

Имбирный чай (В, К)

Сок алоэ вера или тёплое молоко (П)

Кумари-асава № 1

Панчакола-асава

Удака Билва

Карпура (камфора)

Кутаджа

Муста

Мората (сыворотка) (В)

Ушира-чай (П)

Муста-чай (К)

Кутаджаришта

Ушира-асава

Пуриша Бхуми-амалаки

Эранда (касторовое масло)

Гандхарва-харитаки

Кутаджа

Нишоттара

Сат-исабгол (подорожник)

Трифала

Виданга

Тёплая вода (В, П, К)

Тёплое молоко (В, П)

Абхайаришта

Кумари-асава № 1

Кутаджаришта

Басти:

Анувасана-басти с кунжутным маслом или

Нируха-басти с отваром дашамулы

Мутра Арогйа-вардхини

Чандрапрабха вати

Гокшура

Мутрала

Пунарнава

Шиладжит

Ушира

Чай из тмина, кориандра и фенхеля (В, П, К)

Кокосовая вода (П)

Клюквенный сок (П, К)

Ячменная вода (К)

Гуда-ардракам-йога (сок имбиря и джаггери) насйа

Пунарнавасава

Ушира-асава

Варунади-кватха

Наружно:

Пунарнава-лепа (паста)

Дашанга-лепа (паста)

Сведа Бхрингараджа

Камфора

Гудучи

Муста

Ним

Сандаловое дерево

Туласи

Куркума

Вача

Чай из имбиря, корицы и кардамона (В, К)

Прохладная вода (П)

Мёд и горячая вода (К)

Туласи-чай (К, В)

Кумари-асава

Маха-манджиштхади-кватха

Махасударшан-кватха

Наружно:

Чандана-карпура лепа (паста из сандалового дерева и камфоры)

Масло маха-бхрингараджа

Спрей с розовой водой

Присыпка из порошка сандалового дерева или вачи

Мано Аккал-кадха

Ашвагандха

Брахми

Джатамамси

Джйотишмати

Сарасвати

Сарпагандха

Шанкха-пушпи

Смрити-сагар-раса

Тагара

Вача

Тёплая вода (В)

Молоко или миндальное молоко (В, П)

Брахми-гхи (П)

Мёд (К)

Арвиндасава

Ашвагандхадйаришта

Брахми-праш

Прашам

Сарасватаришта

Шанкха-пушпи сироп

* Гхрита-мадху — санскритское наименование комбинации гхи и мёда, которая обычно даётся в равных объёмах, например по 1 ч. л. каждого. Эту комбинацию нельзя употреблять в равных количествах по весу, так как она становится токсичной. Обратите внимание, что мёд и гхи особенно хорошо использовать в качестве анупан, так как они являются йогавахи (катализаторами). Йогавахи-вещества действуют на оджас, теджас и прану. Они могут доставлять тонкие качества растительных лекарственных средств во все семь дхату (ткани) и особенно в те, с которыми у них есть сродство. Мёд является особенно хорошей анупаной и йогавахи для кафы, и у него особое сродство с меда-дхату. Гхи подходит для всех трёх дош и имеет особое сродство с ракта-, меда- и маджджа-дхату.

Автор статьи — Светлана Межакова©. При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна. При написании статьи использовались материалы из «Аштанга-хридайам», учебника Васанта Лада «Textbook of Ayurveda» и др. аюрведических источников, а также материалы, полученные в процессе обучения в аюрведических клиниках.

_______________________

Все наши статьи вы найдете в Библиотеке. Чтобы быть в курсе наших новостей, подписывайтесь на наш Телеграм-канал или вступайте в нашу группу во ВКонтактеДля получения наших публикаций по электронной почте можно оформить подписку: на компьютере — слева, под Меню; со смартфона — нажмите значок Меню, внизу списка введите в поле адрес электронной почты.

Расписание поездокКонсультации и марафоныКонтактыДистанционное обучение Аюрведе.