Индия. Ямунотри, Гупткаши, Гангнани с наставлениями садху

Осенью 2019 года нам в паломничестве встречалось великое множество садху, бабаджи, отшельников, йогов — совершенно из разных духовных традиций. Со многими из них мы разговаривали, и все они давали нам наставления. Расскажу о некоторых из них.

Поднялись в Ямунотри. Храм богини Ямуны находится на высоте 3800 м, а сам исток еще выше — на 4200, где находится озеро, из которого Ямуна и вытекает, туда сейчас практически никто не ходит, долго, высоко, непросто и т. п. В прошлом году после сезона дождей в Ямунотри наводнением снесло бетонный мост и засыпало женские горячие источники. Рядом со всеми святынями Гималаев есть горячие источники, просто кипяток.

Бассейны для мужчин обычно устроены на улице, им нечего стесняться, а женские – огорожены капитальными стенами. Поэтому в мужских вода обычно терпимо горячая. В прошлый раз мы это на себе испытали, потому как все без разбору отмокали именно в мужском бассейне, женский был полностью завален землей. В этом году мост восстановили, бассейн женский расчистили, но вода там стало намного горячее, чем была раньше. Теперь совсем уж кипяток, так что, как и в Бадринатхе, требуется ведро, в которое необходимо набрать воду и дать ей остыть, чтобы не обвариться.

Мы сначала занырнули в ледяную Ямуну немного повыше храма за скалой. Первый раз я на это сподобилась. Обычно мы омываемся в месте ночевки, пониже, там потеплее, и вода не такая леденящая. Но, видно, пришла милость и здесь омыться. От температуры воды сводило все до жути, но стандартных три по три захода с головой сделать удалось. После такой аскезы можно было и в кипяток, и даже по колено можно было там выдержать секунд десять, а потом удалось выпросить у индийских деревенских дам ведро, которым они друг дружку поливали с шумом и гамом, и вылить на себя пару-тройку ведер.

На обратном пути случилось у нас первое общение с садху. Спускаемся по пешеходной тропе-лестнице, по которой все идут к Ямунотри и обратно (пять километров в одну сторону). И вот по дороге, где-то посредине, есть небольшая пещера. В ней у костра сидит садху в одной набедренной повязке с трезубцем, дредами и шивалингамом. Он никого ни о чем не просит (в смысле подаяний), просто сидит в медитации, перебирает свои четки, периодически открывает глаза, смотрит на проходящих и избранным произносит только одно слово: «Чай?»

В этот раз мы решили отдохнуть, и как-то так получилось, что умостились на скамейку как раз напротив его пещеры. Через секунд тридцать он открыл глаза, сказал: «Чай?» — и мы решили не стесняться и не отказываться. Сбросили кроссовки, забрались к нему в пещеру, и он нам налил чай, но не обычный, а какой-то волшебно-травяной. Настоящие садху очень хорошо разбираются в горных травах и не только, они обладают очень многими мистическими, йогическими и прочими трансцендентными способностями, но никому ничего не показывают, если не считают нужным.

Этот садху никому никаких вопросов не задавал, даже самых бытовых, типа откуда вы. Но если ему задать вопрос, он отвечал, правда, совсем немногословно. Полгода, пока открыт паломнический сезон, он сидит в этой пещере и таким образом служит паломникам. Говорят, что у него благословение от богини Ямуны, он поит паломников чаем и просвещает, а она его за это всем обеспечивает. И действительно, ему несут и продукты, и вещи, и дрова, и даже технику какую-то, типа магнитофона.

Когда паломничество на зиму закрывается, он спускается вниз. Где-то там, где мы обычно ночуем, возле Баркота, у него есть пещера, где он сидит в медитации вторую половину года. Понятно, что от таких аскез силы трансцендентной будет ох как не мало. А чай его волшебный, потому что не только сил придал, но и моментально снял у нашей Оли неприятные симптомы то ли укачивания, то ли расстройства ЖКТ, то ли кармической чистки.

Следующее наше общение с садху состоялось в Гангнани. Это совсем маленький поселочек у горячих источников по пути в Ганготри, мы там постоянно останавливаемся. Вода в бассейнах Гангнани не такая невозможно горячая, и можно вдоволь в ней насидеться. Рядом с источниками есть храм матушки Ганги, Парашары Муни (отца Вьясадевы), который когда-то здесь медитировал, и перед ним явилась Ганга. А сбоку от храма есть пещера. Садху, который живет в ней, пригласил нас к себе, усадил у костра и завел с нами беседу.

Говорил он на хинди вперемежку с небольшим английским, но мы с ним как-то понимали друг друга, возможно, что и с умственными спекуляциями, конечно. Но, как бы там ни было, он очень настаивал, чтобы мы обязательно занимались йогой, не важно какой: карма-йогой, дхьяна-йогой, гьяна-йогой, главное, чтобы получали знания о Боге, потому что это очень важно. Предложил мне остаться у него, стать его ученицей, я поблагодарила, сказала, что у меня уже есть гуру и вообще я еду скоро во Вриндаван учиться.

«Ладно, — говорит, — тогда после Вриндавана ко мне приезжай». А потом добавил: «Я хочу подарить вам рудракшу». Достал откуда-то новенькие, на веревочках. Надел на шею, сказал повторить за ним три раза мантру Ом Намо Нараяная, чем меня тоже удивил, потому что одет он был как почитатель Махадева, ну и рудракша опять же. Но в Индии много чего удивительного. Мы были ему очень благодарны за наставления про знания, за рудракшу и за то, что он нам несколько раз напомнил, что все, что мы имеем в этом мире — это по милости: по милости Господа, по милости учителей, по милости родителей и т. д. и т. п.

Отправились в Ганготри. Там у нас была третья встреча. Я о ней уже писала. Мы случайно завернули в один ашрам в надежде поесть прасада, и вот тамошний бабаджи накормил нас прекрасным прасадом от богини Дурги, которой он поклоняется в небольшом храме, отвел нас в очень красивое место и поведал историю про Шиву, Ганешу и Парвати. Вернувшись из Гомукха, мы в благодарность купили и отнесли ему теплые носки, так как у него больные ноги, а старые у него, как мы заметили, совсем прохудились. Как любой садху, он не особо заботился о материальном комфорте, но носки принял с радостью.

Еще одна интересная встреча состоялась в Гупткаши, скрытом Варанаси. Это удивительное место с невероятным Шивалингамом, с которым у меня какая-то особая связь. Стоит мне к нему зайти и задать вопрос, как тут же получаю ответ. И так каждый раз. В этот раз я зашла с вопросом про учебу, на которую я собиралась ехать. Были у меня какие-то сомнения по поводу ее применения. И вот выходим из храма, и возле ворот на нас буквально бросается садху и начинает кричать: «Срочно учиться, ты брахмини, бегом, как можно скорее, получать знания, изучать Веды», ну и все в этом духе, я даже опешила, но кое-как пролепетала: «Махарадж, благословите, как раз собираюсь».

Благословил. И заодно про маму мою упомянул, чтобы здорова была. И вот теперь я сижу на учебе, в Индии, во Вриндаване, изучаю философию Вед, и буду это делать еще не один месяц, а что потом с ней делать, надеюсь, садху и бабаджи скажут после, когда закончу.

Присоединяйтесь к нашим увлекательным поездкам. Расписание вы найдете здесь.

Автор статьи — Светлана Межакова©. При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна.