Осенью 2019 года нам в паломничестве встречалось великое множество садху, бабаджи, отшельников, йогов — совершенно из разных духовных традиций. Со многими из них мы разговаривали, и все они давали нам наставления. Расскажу о некоторых из них.
Поднялись в Ямунотри. Храм богини Ямуны находится на высоте 3 800 м, а сам исток еще выше — на 4 200, где расположено озеро, из которого Ямуна и вытекает, туда сейчас практически никто не ходит, долго, высоко, непросто и т. п. В прошлом году после сезона дождей в Ямунотри наводнением снесло бетонный мост и засыпало женские горячие источники. Рядом со всеми святынями Гималаев есть горячие источники, просто кипяток.
Бассейны для мужчин обычно устроены на улице, им нечего стесняться, а женские — огорожены капитальными стенами. Поэтому в мужских вода обычно терпимо горячая. В прошлый раз мы это на себе испытали, потому как все без разбору отмокали именно в мужском бассейне, женский был полностью завален землей. В этом году мост восстановили, бассейн женский расчистили, но вода там стало намного горячее, чем была раньше. Теперь совсем уж кипяток, так что, как и в Бадринатхе, требуется ведро, в которое необходимо набрать воду и дать ей остыть, чтобы не обвариться.
Мы сначала занырнули в ледяную Ямуну немного повыше храма за скалой. Первый раз я на это сподобилась. Обычно мы омываемся в месте ночевки, пониже, там теплее и вода не такая леденящая. Но, видно, пришла милость и здесь омыться. От температуры воды сводило все до жути, но стандартных три по три захода с головой сделать удалось. После такой аскезы можно было и в кипяток, и даже по колено можно было там выдержать секунд десять, а потом удалось выпросить у индийских деревенских дам ведро, которым они друг дружку поливали с шумом и гамом, и вылить на себя пару-тройку ведер.
На обратном пути случилось у нас первое общение с садху. Спускаемся по пешеходной тропе-лестнице, по которой все идут к Ямунотри и обратно (5 км в одну сторону). И вот по дороге, где-то посредине, есть небольшая пещера. В ней у костра сидит садху в одной набедренной повязке с трезубцем, дредами и Шивалингамом. Он никого ни о чем не просит (в смысле подаяний), просто сидит в медитации, перебирает свои четки, периодически открывает глаза, смотрит на проходящих и избранным произносит только одно слово: «Чай?»
В этот раз мы решили отдохнуть, и как-то так получилось, что умостились на скамейку как раз напротив его пещеры. Через секунд тридцать он открыл глаза, сказал: «Чай?» — и мы решили не стесняться и не отказываться. Сбросили кроссовки, забрались к нему в пещеру, и он нам налил чай, но не обычный, а какой-то волшебно-травяной. Настоящие садху очень хорошо разбираются в горных травах и не только, они обладают очень многими мистическими, йогическими и прочими трансцендентными способностями, но никому ничего не показывают, если не считают нужным.
Этот садху никому никаких вопросов не задавал, даже самых бытовых, типа — откуда вы. Но, если ему задавали вопрос, он отвечал, правда, совсем немногословно. Полгода, пока открыт паломнический сезон, он сидит в этой пещере и таким образом служит паломникам. Говорят, что у него благословение от богини Ямуны, он поит паломников чаем и просвещает, а она его за это всем обеспечивает. И действительно, ему несут и продукты, и вещи, и дрова, и даже технику какую-то, типа магнитофона.
Когда паломничество на зиму закрывается, он спускается вниз. Где-то там, где мы обычно ночуем, возле Баркота, у него есть пещера, в которой он сидит в медитации вторую половину года. Понятно, что от таких аскез силы трансцендентной будет ох как не мало. А чай его — волшебный, потому что не только сил придал, но и моментально снял у нашей Оли неприятные симптомы то ли укачивания, то ли расстройства ЖКТ, то ли кармической чистки.
Следующее наше общение с садху состоялось в Гангнани. Это совсем маленький поселочек у горячих источников по пути в Ганготри, мы там постоянно останавливаемся. Вода в бассейнах Гангнани не такая невозможно горячая, и можно вдоволь в ней насидеться. Рядом с источниками есть храм матушки Ганги, Парашары Муни (отца Вьясадевы), который когда-то здесь медитировал и перед ним явилась Ганга. А сбоку от храма есть пещера. Садху, который живет в ней, пригласил нас к себе, усадил у костра и завел с нами беседу.
Говорил он на хинди вперемежку с небольшим английским, но мы с ним как-то понимали друг друга, возможно, что и с умственными спекуляциями, конечно. Но, как бы там ни было, он очень настаивал, чтобы мы обязательно занимались йогой, не важно какой: карма-йогой, дхьяна-йогой, гьяна-йогой, — главное, чтоб получали знания о Боге, потому что это очень важно. Предложил мне остаться у него, стать его ученицей, я поблагодарила, сказала, что у меня уже есть гуру и вообще я еду скоро во Вриндаван учиться.
«Ладно, — говорит, — тогда после Вриндавана ко мне приезжай». А потом добавил: «Я хочу подарить вам рудракшу». Достал откуда-то новенькие, на веревочках. Надел на шею, сказал повторить за ним три раза мантру Ом Намо Нараяная, чем меня тоже удивил, потому что одет он был как почитатель Махадева, ну и рудракша опять же. Но в Индии много чего удивительного. Мы были ему очень благодарны за наставления про знания, за рудракшу и за то, что он нам несколько раз напомнил, что все, что мы имеем в этом мире, — это по милости: по милости Господа, по милости учителей, по милости родителей и т. д. и т. п.
Отправились в Ганготри. Там у нас была третья встреча. Я о ней уже писала. Мы случайно завернули в один ашрам в надежде поесть прасада, и вот тамошний бабаджи накормил нас прекрасным прасадом от богини Дурги, которой он поклоняется в небольшом храме, отвел нас в очень красивое место и поведал историю про Шиву, Ганешу и Парвати. Вернувшись из Гомукха, мы в благодарность купили и отнесли ему теплые носки, так как у него больные ноги, а старые носки, как мы заметили, у него совсем прохудились. Как любой садху, он не особо заботился о материальном комфорте, но носки принял с радостью.
Еще одна интересная встреча состоялась в Гупткаши, скрытом Варанаси. Это удивительное место с невероятным Шивалингамом, с которым у меня какая-то особая связь. Стоит мне к нему зайти и задать вопрос, как тут же получаю ответ. И так каждый раз. В этот раз я зашла с вопросом про учебу, на которую собиралась ехать. Были у меня какие-то сомнения по поводу ее применения. И вот выходим из храма, а возле ворот на нас буквально бросается садху и начинает кричать: «Срочно учиться, ты брахмини, бегом, как можно скорее, получать знания, изучать Веды.», — ну и все в этом духе, я даже опешила, но кое-как пролепетала: «Махарадж, благословите, как раз собираюсь».
Благословил. И заодно про маму мою упомянул, чтоб здорова была. И вот теперь я сижу на учебе, в Индии, во Вриндаване, изучаю философию Вед и буду этим заниматься еще не один месяц, а что потом с ней делать, надеюсь, садху и бабаджи скажут после, когда закончу.
Автор статьи — Светлана Межакова©. При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна.
_______________________
Все наши статьи вы найдете в Библиотеке. Чтобы быть в курсе наших новостей, подписывайтесь на наш Телеграм-канал или вступайте в нашу группу во ВКонтакте. Для получения наших публикаций по электронной почте можно оформить подписку: на компьютере — слева, под Меню; со смартфона — нажмите значок Меню, внизу списка введите в поле адрес электронной почты.
Расписание поездок. Консультации и марафоны. Контакты. Дистанционное обучение Аюрведе.