В данной статье мы рассмотрим несколько примеров, как подбирать расайана-средства при отсутствии у человека заболеваний.
Пример 1. Предположим, что у человека нет серьёзных проблем со здоровьем, но есть хруст и треск в суставах и семейная история артрита. В этом случае лучше всего принимать расайану для астхи-дхату (костной ткани), такую как гуггулу или правал-панчамрит, чтобы отрегулировать метаболизм астхи и тем самым предотвратить артрит. Также желательно принимать это лекарственное средство с анупаной для астхи-дхату, например с чаем* из дашамулы, чтобы убедиться, что расайана непосредственно и быстро доставляется в костную ткань. Это пример одного лекарственного средства, специально предназначенного для дхату, используемого в качестве расайаны для этой ткани, а также анупаны для той же ткани.
Пример 2. Если у человека среднего возраста есть склонность к набору веса из-за избытка кафы, он может принимать расайана-растения для меда-дхату (жировой ткани). Можно использовать такие растительные средства, как кутки, читрак и шиладжит, а также мёд и горячую воду в качестве анупаны. Мёд является катализатором, а горячая вода помогает достичь меда-дхату, в то время как каждое из растительных средств может регулировать метаболическую активность этой ткани.
Пример 3. Если у человека слабые мышцы, он может использовать ашвагандху или балу в качестве расайаны, чтобы стимулировать приведение в сбалансированное состояние мамса-дхату (мышечной ткани) вместе с молоком или гхи с мёдом (не равными по массе)** в качестве анупаны. То же самое применимо ко всем тканям тела. Использование одного растительного средства для каждой ткани наиболее эффективно, и эффект значительно усиливается благодаря использованию подходящей анупаны.
*Под чаем мы понимаем раствор, полученный при кипячении растений в течение нескольких минут.
** Гхрита-мадху — санскритское наименование комбинации гхи и мёда, которая обычно даётся в равных объёмах, например по 1 ч. л. каждого. Эту комбинацию нельзя употреблять в равных количествах по весу, так как она становится токсичной. Обратите внимание, что мёд и гхи особенно хорошо использовать в качестве анупан, так как они являются йогавахи (катализаторами). Йогавахи-вещества действуют на оджас, теджас и прану. Они могут доставлять тонкие качества растительных лекарственных средств во все семь дхату и особенно в те, с которыми у них есть сродство. Мёд является особенно хорошей анупаной и йогавахи для кафы, и у него особое сродство с меда-дхату. Гхи подходит для всех трёх дош и имеет особое сродство с ракта-, меда- и маджджа-дхату.
Автор статьи — Светлана Межакова©. При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна. При написании статьи использовались материалы из «Аштанга-хридайам», учебника Васанта Лада «Textbook of Ayurveda» и др. аюрведических источников, а также материалы, полученные в процессе обучения в аюрведических клиниках.
_______________________
Все наши статьи вы найдете в Библиотеке. Чтобы быть в курсе наших новостей, подписывайтесь на наш Телеграм-канал или вступайте в нашу группу во ВКонтакте. Для получения наших публикаций по электронной почте можно оформить подписку: на компьютере — слева, под Меню; со смартфона — нажмите значок Меню, внизу списка введите в поле адрес электронной почты.
Расписание поездок. Консультации и марафоны. Контакты. Дистанционное обучение Аюрведе.