Ментальная конституция (манас-пракрити). Часть 1

Каждый из нас имеет уникальную конституцию. Что касается тела, то она определяется индивидуальной комбинацией дош — ваты, питты и кафы. Наша душа, сознание, также имеет свою конституцию. В этой, первой, части мы разберем, что такое ментальная конституция (манас-пракрити). Во второй – рассмотрим типы ментальной конституции, а также попробуем определить свою. В третьей, заключительной — посмотрим на дисбаланс ментальной конституции, или манас-викрити, что он собой представляет, и каковы его причины.

Манас-пракрити, или ментальная конституция, является частью нашего генетического кода. Во время оплодотворения сперматозоид и яйцеклетка несут вата-, питта- и кафа-дошу от родителей, а также три гуны (качества) – саттву (благость) из вселенского, или космического, разума и уникальную комбинацию раджаса (страсть) и тамаса (невежество) из умов родителей. (Подробнее о гунах можно прочесть в главах 14, 17 и 18 «Бхагавад-гиты»). Эти качества формируют индивидуальный ум, который становится манас-пракрити – ментальной конституцией человека при рождении.

Манас-пракрити описывается в терминах трех гун: саттвы, раджаса и тамаса. Космический разум поддерживает равновесие саттвы, раджаса и тамаса. Они идеально сбалансированы, качественно и количественно, поэтому космос – это порядок. Космический тамас обеспечивает тьму, космическая саттва – восход солнца, а космический раджас – движение Земли и галактик.

В момент зачатия карма прошлой жизни души передает свои качества в оболочку дживатмана (индивидуальной души) – крошечной капли океана сознания, формируемой движением трех гун. Саттва, раджас и тамас, в определенной комбинации, входят в сознание оплодотворенной яйцеклетки.

Аюрведа говорит, что сердце является местом нахождения ума, так что манас-пракрити проявляется с третьего месяца беременности, когда развивается сердце. Несмотря на то, что ум полностью проявляется с этого времени, подсознание формируется в момент зачатия. Мы можем называть это эмбриональным умом. В эмбриональном сознании есть эмбриональный ум (манас), разум (буддхи), память (смрити) и эго, или самоидентификация (аханкара). Мы несем воспоминания прошлых жизней в эмбриональной памяти, а в эмбриональном разуме эмбрион обладает способностью различать и переваривать чувства.

Космос также имеет подсознание. Существует индивидуальное подсознание и коллективное подсознание; индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное. Космическое подсознание можно рассматривать как стадию, предшествующую «большому взрыву». Когда произошел большой взрыв, космическое подсознание стало сознательным, и произошло творение.

Согласно философии Санкхья, ум является производной от чистой сущности качества саттвы. Раджас и тамас называются дошами ума (здесь имеется в виду перевод слова «доша» как «загрязнение»). Но без раджаса и тамаса ум не может функционировать. Разные школы имеют различные мнения по этому поводу. Одна школа говорит, что мы всегда должны развивать саттву, игнорируя раджас и тамас. Это неверно. Саттва является чистым сознательным светом; раджас – это восприятие, то есть движение внимания; а тамас – это кристаллизация опыта (впечатления), то есть объект восприятия. Таким образом, саттва – это наблюдатель, раджас – наблюдение, а тамас – наблюдаемое. Когда саттва встречается с тамасом при помощи раджаса, она дает чистое знание.

Саттвичные качества ума – это ясность, бдительность, внимательность, понимание, чистота, сострадание и сотрудничество. Раджас – это движение; движение между наблюдателем и наблюдаемым, между субъектом и объектом. Качества раджаса – это честолюбие, эгоцентризм, эгоизм и неугомонность. Качества тамаса – это тупость (вялость), мрачность, печаль, депрессия (уныние) и лень.

Эти три гуны можно увидеть в обществе. Люди с саттвичным умом – благочестивые, любящие и сострадательные. Люди с раджасичным умом – амбициозные, конкурирующие, сексуальные, любящие соблазн и роскошную жизнь. Они всегда летают в небе воображения. Люди с тамасичным умом – вялые, глупые, невротические, а иногда жестокие и деструктивные. Политики – раджасичные, в то время как саттвичные люди – более духовно ориентированные и не интересуются политикой. Однако, вы не найдете кого-то, чей ум на сто процентов тамасичен, раджасичен или саттвичен. Мы все представляем собой смесь всех трех гун.

Ум состоит из двух основных компонентов. Манас – это сенсорный ум, включающий в себя мысли, чувства и эмоции. Буддхи – это разум, включающий в себя познавательную способность, запоминание и память. За пределами ума находится эго (аханкара, самоидентификация, «я есть»). Три гуны – саттва, раджас и тамас – действуют вплоть до аханкары; так что пока эти качества существуют, человек самоидентифицируется. Аханкара может быть саттвичной, раджасичной и тамасичной.

Сознание вечно и безгранично, оно находится за пределами каких-либо признаков и измерения. Когда сознание ограничивается, оно становится личностью с очень тонкими качествами в виде саттвы, раджаса и тамаса. Качества саттвы, раджаса и тамаса возникают из аханкары, поэтому манас-пракрити – это всего лишь оттенки и частота проявления трех гун. Саттва – это центр, раджас – радиус, а тамас – окружность.

Когда аханкара не идентифицируют себя, там остается личность, или чистая саттва. «Я» – это эго, обладающее качествами саттвы, раджаса и тамаса. Когда личность становится абсолютно чистой, чистая саттва исчезает, что означает исчезновение «я». Остается только чистое сознание (атман) и блаженство.

Мы застряли в материальном мире раджаса и тамаса, но можем освободиться от тамаса и раджаса, контролируя желание, соблазн, возбуждение и вялость. Ум должен быть чистым, что есть саттва. Поэтому нам следует соблюдать саттвичную диету и образ жизни, постепенно убирая качества раджаса и тамаса. Саттва даст ясность, чистоту и понимание. Благодаря этому пониманию мы сможем обрести сначала чистую саттву, а потом – чистое сознание (Сатчитананда), находящееся за пределами всех качеств.

Если мы просто будем следовать за саттвой и медитировать круглые сутки без сна и пищи, игнорируя раджас и тамас, то это будет дисбаланс, так мы сойдем с ума. Сбалансировать саттву, раджас и тамас означает иметь сбалансированную диету, умеренное количество сна (тамас), умеренную активность (раджас) и умеренную медитацию (саттва).

Это постепенный процесс. Например, чтобы попасть на четвертый этаж, сначала мы должны по лестнице взойти на второй этаж, затем еще подняться по ступенькам, чтобы добраться до третьего этажа, и, наконец, сделав еще несколько шагов, мы окажемся на четвертом этаже. Точно так же, сначала мы должны совладать с качествами тамаса, затем – с качествами раджаса, а потом – с качествами саттвы, чтобы достичь чистой саттвы. Когда исчезнут последние капли «Я», исчезнет личность, тогда мы сольемся с чистым сознанием, что есть блаженство.

Сбалансированная жизнь означает сбалансированную саттву, раджас и тамас. Без достаточной активности, такой как ходьба и физические упражнения, у нас не может быть здорового сна. Активность, пассивность и осознанность должны идти рука об руку. Нам нужна саттвичная диета, образ жизни и поведение, потому что саттва – это ясность, чистота и вопрошание, но мы должны включить также элементы раджаса и тамаса. Раджас отвечает за движение, но наше движение должно быть саттвичным, то есть хорошим поведением. Тамас – это инертность, но нам нужна саттвичная инертность, то есть здоровый сон. Чтобы создать баланс между тремя гунами, нам нужны побуждаемые саттвой раджас и тамас.

Что такое самадхи? Это состояние равновесия между саттвой, раджасом и тамасом. Это то, что находится за пределами качеств. В этом состоянии три гуны настолько сбалансированы, что сливаются с Пракрити, которая соединяется с Пурушей. Это непроявленное состояние баланса. Не сбалансировав саттву, раджас и тамас, мы не можем соединиться с Пурушей. Если мы просто станем увеличить саттву и подавлять свои раджас и тамас, мы не достигнем просветления.

Существует определенная взаимосвязь между тремя гунами и тремя дошами. Кафа, в основном, тамасична, а также саттвична; поэтому она дает сон. Питта саттвична и раджасична, поэтому она дает знания, понимание, а также критику, агрессию и соревновательность. Вата, в основном, раджасична, а также саттвична, поэтому она управляет всеми движениями и активностью.

Если человек вата-конституции гиперактивен из-за чрезмерного качества раджаса, нужно использовать качество тамаса, чтобы успокоить раджас. Человеку нужно отдохнуть, расслабиться и поесть тяжелую пищу. Если человек питта-пракрити горит знанием, суждением и читает до полуночи, нужно использовать такие качества саттвы, как сострадание, забота и прощение, чтобы успокоить высокий раджас. Если человек кафа-конституции терпеть не может физические упражнения, любит сидеть и смотреть телевизор, нужно использовать качество раджаса, чтобы стимулировать его преодолеть избыток тамаса.

Генетический код в момент оплодотворения не меняется на протяжении всей жизни человека, однако манас-пракрити можно изменить. Человек, родившийся с преимущественно раджасичными или тамасичными качествами, может изменить свою манас-пракрити, увеличить в ней саттву, с помощью медитации, йоги, созерцания или руководства духовного учителя. Цель манас-пракрити – быть трамплином, на котором мы можем балансировать и с которого сможем прыгнуть в космос. Манас-пракрити может быть использована для того чтобы сделать квантовый скачок в космический порядок.

Не имеет значения, если у вас преобладают тамасичные качества. Просто признайте это, скажите: «Да, я тамасичен; отлично». Как только вы увидите, что у вас есть тамасичные качества, тамас начнет меняться. Безумный человек не знает, что он сошел с ума. В тот момент, когда он осознает, что сошел с ума, его безумие уходит. В это заключается красота манас-пракрити.

Автор статьи — Светлана Межакова©. При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна. При написании статьи использовались материалы из «Аштанга-хридайам», учебника Васанта Лада «Textbook of Ayurveda» и др. источников, а также материалы, полученные в процессе обучения в аюрведических клиниках.

Присоединяйтесь к нашему обучению Аюрведе, расписание вы найдете здесь.

Все наши статьи по Аюрведе вы найдете в Библиотеке знаний нашего сайта.

Ментальная конституция (манас-пракрити). Часть 1: Один комментарий

Комментарии запрещены.