Ментальная конституция (манас-пракрити). Часть 1

Каждый из нас имеет уникальную конституцию. Что касается тела, то она определяется индивидуальной комбинацией дош — ваты, питты и кафы. Наш ум также имеет свою конституцию. В этой, первой, части мы разберем, что такое ментальная конституция (манас-пракрити). Во второй — рассмотрим типы ментальной конституции, а также попробуем определить свою. В третьей, заключительной — посмотрим на дисбаланс ментальной конституции, или манас-викрити, что он собой представляет и каковы его причины.

Манас-пракрити, или ментальная конституция, является частью нашего генетического кода. Во время оплодотворения сперматозоид и яйцеклетка несут вата-, питта- и кафа-доши от родителей, а также три гуны (качества) — саттву (благость) из вселенского, или космического, разума и уникальную комбинацию раджаса (страсть) и тамаса (невежество) из умов родителей. (Подробнее о гунах можно прочесть в главах 14, 17 и 18 «Бхагавад-гиты».) Эти качества формируют индивидуальный ум, который становится манас-пракрити — ментальной конституцией человека при рождении.

Манас-пракрити описывается в терминах трех гун: саттвы, раджаса и тамаса. Космический разум поддерживает равновесие саттвы, раджаса и тамаса. Они идеально сбалансированы, качественно и количественно, поэтому космос — это порядок. Космический тамас обеспечивает тьму, космическая саттва — восход солнца, а космический раджас — движение Земли и галактик.

В момент зачатия карма прошлой жизни души передает свои качества в оболочку дживатмана (индивидуальной души) — крошечной капли океана сознания, формируемой движением трех гун. Саттва, раджас и тамас в определенной комбинации входят в сознание оплодотворенной яйцеклетки.

Аюрведа говорит, что сердце является местом нахождения ума, так что манас-пракрити проявляется с 3-го месяца беременности, когда развивается сердце. Несмотря на то, что ум полностью проявляется с этого времени, подсознание формируется в момент зачатия. Мы можем называть это эмбриональным умом. В эмбриональном сознании есть эмбриональный ум (манас), разум (буддхи), память (смрити) и эго, или самоидентификация (аханкара). Мы несем воспоминания прошлых жизней в эмбриональной памяти, а с помощью эмбрионального разума эмбрион способен различать и переваривать чувства.

Космос также имеет подсознание. Существует индивидуальное подсознание и коллективное подсознание; индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное. Космическое подсознание можно рассматривать как стадию, предшествующую «большому взрыву». Когда произошел большой взрыв, космическое подсознание стало сознательным и произошло творение.

Согласно философии Санкхья, ум является производной от чистой сущности качества саттвы. Раджас и тамас называются дошами ума (здесь имеется в виду перевод слова «доша» как «загрязнение»). Но без раджаса и тамаса ум не может функционировать. Разные школы имеют различные мнения по этому поводу. Одна школа говорит, что мы всегда должны развивать саттву, игнорируя раджас и тамас. Это неверно. Саттва является чистым сознательным светом; раджас — это восприятие, то есть движение внимания; а тамас — это кристаллизация опыта (впечатления), то есть объект восприятия. Таким образом, саттва — это наблюдатель, раджас — наблюдение, а тамас — наблюдаемое. Когда саттва встречается с тамасом при помощи раджаса, она дает чистое знание.

Саттвичные качества ума — это ясность, бдительность, внимательность, понимание, чистота, сострадание и сотрудничество. Раджас — это движение; движение между наблюдателем и наблюдаемым, между субъектом и объектом. Качества раджаса — это честолюбие, эгоцентризм, эгоизм и неугомонность. Качества тамаса — это тупость (вялость), мрачность, печаль, депрессия (уныние) и лень.

Эти три гуны можно увидеть в обществе. Люди с саттвичным умом — благочестивые, любящие и сострадательные. Люди с раджасичным умом — амбициозные, конкурирующие, сексуальные, любящие соблазн и роскошную жизнь. Они всегда летают в небе воображения. Люди с тамасичным умом — вялые, глупые, невротические, а иногда жестокие и деструктивные. Политики — раджасичные, в то время как саттвичные люди — более духовно ориентированы и не интересуются политикой. Однако вы не найдете кого-то, чей ум на сто процентов тамасичен, раджасичен или саттвичен. Мы все представляем собой смесь трех гун.

Ум состоит из двух основных компонентов. Манас — это сенсорный ум, включающий в себя мысли, чувства и эмоции. Буддхи — это разум, включающий в себя познавательную способность, запоминание и память. За пределами ума находится эго (аханкара, самоидентификация, «я есть»). Три гуны — саттва, раджас и тамас — действуют вплоть до аханкары; так что, пока эти качества существуют, человек самоидентифицируется. Аханкара может быть саттвичной, раджасичной и тамасичной.

Сознание вечно и безгранично, оно находится за пределами каких-либо признаков и измерения. Когда сознание ограничивается, оно становится личностью с очень тонкими качествами в виде саттвы, раджаса и тамаса. Качества саттвы, раджаса и тамаса возникают из аханкары, поэтому манас-пракрити — это всего лишь оттенки и частота проявления трех гун. Саттва — это центр, раджас — радиус, а тамас — окружность.

Когда аханкара не идентифицируют себя, там остается личность, или чистая саттва. «Я» — это эго, обладающее качествами саттвы, раджаса и тамаса. Когда личность становится абсолютно чистой, чистая саттва исчезает, что означает исчезновение «я». Остается только чистое сознание (атман) и блаженство.

Мы застряли в материальном мире раджаса и тамаса, но можем освободиться от них, контролируя желание, соблазн, возбуждение и вялость. Ум должен быть чистым, что есть саттва. Поэтому нам следует соблюдать саттвичную диету и образ жизни, постепенно убирая качества раджаса и тамаса. Саттва даст ясность, чистоту и понимание. Благодаря этому пониманию мы сможем обрести сначала чистую саттву, а потом — чистое сознание (сат-чит-ананда), находящееся за пределами всех качеств.

Если мы просто будем следовать за саттвой и медитировать круглые сутки без сна и пищи, игнорируя раджас и тамас, то это будет дисбаланс, так мы сойдем с ума. Сбалансировать саттву, раджас и тамас означает иметь сбалансированную диету, умеренное количество сна (тамас), умеренную активность (раджас) и умеренную медитацию (саттва).

Это постепенный процесс. Например, чтобы попасть на 4-й этаж, сначала мы должны по лестнице взойти на 2-й этаж, затем еще подняться по ступенькам, чтобы добраться до 3-го этажа, и, наконец, сделав еще несколько шагов, мы окажемся на 4-м этаже. Точно так же сначала мы должны совладать с качествами тамаса, затем — с качествами раджаса, а потом — с качествами саттвы, чтобы достичь чистой саттвы. Когда исчезнут последние капли «я», исчезнет личность, тогда мы соединимся с чистым сознанием, что есть блаженство.

Сбалансированная жизнь означает сбалансированную саттву, раджас и тамас. Без достаточной активности, такой как ходьба и физические упражнения, у нас не может быть здорового сна. Активность, пассивность и осознанность должны идти рука об руку. Нам нужна саттвичная диета, образ жизни и поведение, потому что саттва — это ясность, чистота и вопрошание, но мы должны включить также элементы раджаса и тамаса. Раджас отвечает за движение, но наше движение должно быть саттвичным, то есть хорошим поведением. Тамас — это инертность, но нам нужна саттвичная инертность, то есть здоровый сон. Чтобы создать баланс между тремя гунами, нам нужны побуждаемые саттвой раджас и тамас.

Что такое самадхи? Это состояние равновесия между саттвой, раджасом и тамасом. Это то, что находится за пределами качеств. В этом состоянии три гуны настолько сбалансированы, что сливаются с Пракрити, которая соединяется с Пурушей. Это непроявленное состояние баланса. Не сбалансировав саттву, раджас и тамас, мы не можем соединиться с Пурушей. Просто увеличивая саттву и подавляя раджас и тамас, мы не достигнем просветления.

Существует определенная взаимосвязь между тремя гунами и тремя дошами. Кафа, в основном, тамасична, а также саттвична; поэтому она дает сон. Питта саттвична и раджасична, поэтому она дает знания, понимание, а также критику, агрессию и соревновательность. Вата, в основном, раджасична, а также саттвична, поэтому она управляет всеми движениями и активностью.

Если человек вата-конституции гиперактивен из-за чрезмерного качества раджаса, нужно использовать качество тамаса, чтобы успокоить раджас. Человеку нужно отдохнуть, расслабиться и поесть тяжелую пищу. Если человек питта-пракрити горит знанием, суждением и читает до полуночи, нужно использовать такие качества саттвы, как сострадание, забота и прощение, чтобы успокоить сильный раджас. Если человек кафа-конституции терпеть не может физические упражнения, любит сидеть и смотреть телевизор, нужно использовать качество раджаса, чтобы стимулировать его преодолеть избыток тамаса.

Генетический код в момент оплодотворения не меняется на протяжении всей жизни человека, однако манас-пракрити можно изменить. Человек, родившийся с преимущественно раджасичными или тамасичными качествами, может изменить свою манас-пракрити, увеличить в ней саттву, с помощью медитации, йоги, созерцания или руководства духовного учителя. Цель манас-пракрити — быть трамплином, на котором мы можем балансировать и с которого сможем прыгнуть в космос. Манас-пракрити может быть использована для того чтобы сделать квантовый скачок в космический порядок.

Не имеет значения, если у вас преобладают тамасичные качества. Просто признайте это, скажите: «Да, я тамасичен; отлично». Как только вы увидите, что у вас есть тамасичные качества, тамас начнет меняться. Безумный человек не знает, что он сошел с ума. В тот момент, когда он осознает, что сошел с ума, его безумие уходит. В это заключается красота манас-пракрити.

Автор статьи — Светлана Межакова©. При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна. При написании статьи использовались материалы из «Аштанга-хридайам», учебника Васанта Лада «Textbook of Ayurveda» и др. источников, а также материалы, полученные в процессе обучения в аюрведических клиниках.

_______________________

Все наши статьи вы найдете в Библиотеке. Чтобы быть в курсе наших новостей, подписывайтесь на наш Телеграм-канал или вступайте в нашу группу во ВКонтактеДля получения наших публикаций по электронной почте можно оформить подписку: на компьютере — слева, под Меню; со смартфона — нажмите значок Меню, внизу списка введите в поле адрес электронной почты.

Расписание поездокКонсультации и марафоныКонтактыДистанционное обучение Аюрведе.