Марма-чикитса. Часть 2. Функции марма-точек

В этой статье речь пойдет о том, как Аюрведа использует марма-точки. Функции мармани можно разделить на три основные категории: диагностика, профилактика заболеваний и лечение. О том, что такое марма-точки, вы можете прочесть здесь.

Марма-точки как диагностический инструмент. Гиперчувствительность мармы – это диагностика дисбаланса в области тела, функционально связанной с этой мармой. Мармани могут отражать дисбаланс дош в конкретных дхату (тканях), мала (отходах), упадхату (побочных продуктах тканей), шротамси (каналах) или органах. Например, если при слабом надавливании на марма-точку возникают болевые ощущения, которые исчезают вскоре после этого, то это говорит о дисбалансе вата-доши. Когда марма становится чувствительной (болезненной) к надавливанию средней силы, это может указывать на дисбаланс питта-доши. Если марма становится чувствительной (болезненной) при сильном надавливании, это может указывать на дисбаланс кафа-доши.

Аналогично ведут себя мармани, связанные с органами тела. Боль в мармани в области сердца может отражать проблемы с сердцем или эмоциональные расстройства. Чувствительность мармани вблизи печени, селезенки или почек указывает на дисфункцию в соответствующем органе. Регулярные пальпации мармани для выявления чувствительности являются важной частью аюрведического обследования.

Марма-точки в качестве профилактического инструмента. Профилактика является наиболее важной составляющей Аюрведы. Мармани могут использоваться в качестве инструмента для профилактики расстройств дош и заболеваний путем интеграции описанных ниже терапевтических функций. Особенно важно то, что профилактика делает акцент на здоровом образе жизни, правильном питании и периодическом прохождении панчакармы (очистительной терапии) и расайаны (омолаживающей терапии). Профилактика осуществляется с помощью приведения в равновесие праны, теджаса и оджаса на клеточном уровне. Марма-терапия играет непосредственную роль в поддержании этой внутренней гармонии. Когда марма-точки ежедневно стимулируются посредством легкого масляного массажа, это питает прану, теджас и оджас, а также приводит в равновесие тело, ум и сознание.

Например, современная медицина для профилактики гепатита предлагает сделать прививку. Однако если стимулировать манибандха-марму на правой стороне в течение двух-трех минут каждый день, клетки печени будут получать сигнал о необходимости выработки молекул глобулина, что поможет предотвратить гепатит без прививки.

Марма-точки в качестве терапевтического инструмента. Для лечения заболеваний используются те же мармани, что и для диагностики и профилактики. Марма-терапия может дать следующие положительные результаты.

Улучшение коммуникации. Мармани – это средства коммуникации. В организме человека множество каналов сообщения, включая неврологические (нервы) и биохимические пути (рецепторы), а также энергетические каналы (нади). Нади – это пути, по которым прана перемещается от одного органа к другому через ворота – марма-точки. Поэтому с помощью марма-терапии можно восстановить связь между телом, умом и сознанием.

Приведение дош состояние равновесия (доша шамана). В организме человека есть определенные анатомические области, связанные с функционированием каждой из дош. Например, грудная клетка, горло и пазухи – это области кафа-доши, поэтому многие марма-точки головы и грудной клетки могут быть использованы для контроля кафа-доши. Пупок является областью питта-доши, поэтому стимулирование мармани возле пупка может успокоить питта-дошу. Основные места вата-доши – это область таза и нижние конечности, поэтому вату можно регулировать с помощью мармани, расположенных в этих областях, например на пятках и бедрах.

Марма-точки могут способствовать здоровому функционированию дош и их подтипов, приведению в сбалансированное состояние пракрити и викрити человека, а также восстановлению нормальных направлений движения дош (доша гати). Система энергетических потоков достаточно сложна, поэтому некоторые мармани могут управлять дошами, относящимися к областям тела, отличным от области расположения самой марма-точки. Например, стимулирование марма-точки пада кшипра на большом пальце ноги в действительности успокаивает кафа-дошу в голове и снимает головные боли, вызванные заложенностью пазух.

Приведение дхату (тканей) в состояние равновесия. Марма, связанная с дхату (тканью), взаимодействует с ней и улучшает функции ткани, поэтому эту марму можно эффективно использовать для лечения многих заболеваний этой ткани. Стимулирование мармы может разжечь огонь ткани (дхату агни) и поддержать питание, силу и нормальное координацию ткани. Например, мармани, связанные с плазмой (раса дхату), улучшают питательную и иммунную функции этой ткани, а мармани, связанные с кровью (ракта дхату) улучшают насыщение крови кислородом и жизнеспособность, и т.д.

Приведение каналов (шротамси) в сбалансированное состояние. Марма-точки могут напрямую влиять на каналы тела. Мармани, связанные с определенной тканью, также взаимодействуют с соответствующими каналами и, тем самым, регулируют их функции. Например, раса мармани оказывают влияние как на плазму (раса дхату), так и на связанные с ней канал (раса ваха шротас). Поэтому мармани могут устранять различные нарушения в каналах, такие как переполнение и застой.

Приведение органов тела в сбалансированное состояние. Орган представляет собой функциональный резервуар, связанный с каналом. Не каждая марма связана с каким-либо органом, но каждый орган имеет функциональную связь с одной или несколькими мармани. Чувствительные (болезненные) мармани могут указывать на расстройства соответствующего органа. Сила и функции каждого органа регулируются праной, и опытный аюрведический врач может их определить с помощью пульсовой диагностики.

Стимулирование соответствующих мармани направляет поток праны в сторону органа, улучшая его функции и устраняя дисбалансы. Это улучшает кровообращение, способствует выведению отходов, убирает заторы и застои, поддерживает нормальные физиологические функции органа. Например, если сердечный пульс слабый, что указывает на нарушение в этом органе, воздействие на сердечные мармани направит праническую энергию к сердцу и улучшит сердечную функцию. Это даст хорошее самочувствие и устранит любые эмоциональные расстройства. Исследуя пульс до и после марма-терапии, аюрведический врач может точно оценить лечебное воздействие на органы.

Приведение в сбалансированное состояние праны, теджаса и оджаса. Мармани могут использоваться для приведения в равновесие тонких сущностей дош. Прана – это чистая сущность ваты, отвечающая за поток клеточного разума. Теджас – это тончайшая сущность питты, регулирующая клеточный метаболизм и разум. Оджас – сверхтонкая сущность кафы – поддерживает клеточный иммунитет. Стимулирование мармани улучшает коммуникацию на клеточном уровне и, как следствие, влияет на клеточный иммунитет, метаболизм и поток клеточного разума посредством праны, теджаса и оджаса.

Приведение огня (агни) в сбалансированное состояние. Агни (метаболический огонь) – это принцип огня в теле, управляющий перевариванием, всасыванием, усвоением пищи и производством здорового предшественника питательного вещества (ахара расы, хилуса). Если агни слабый, переваривание будет медленным, и ахара раса будет необработанной, что приведет к образованию амы (метаболических отходов). Ама является причиной многих заболеваний. Марма-терапия стимулирует агни и улучшает пищеварение, тем самым помогая производить здоровую ахара расу и устраняя токсины тела и ума.

Обезболивание. Боль порождается блокировкой потока праны, что приводит к стагнации и дисбалансу дош. Боль – это язык дош, на котором они говорят с помощью «рта» марма-точек. Мармани могут облегчить боль, стимулируя поток праны и успокаивая соответствующие доши. Не может быть боли без расстройства вата-доши, но если вата расстроена питта-дошей, будет наблюдаться питта-тип боли – острая, жгучая, тянущая и сосущая. Если вата расстроена кафа-дошей, будет наблюдаться боль кафа-типа – тяжелая и тупая. Если это чистое вата-расстройство, то боль будет вата-типа – непостоянная, неустойчивая, колеблющаяся, перемещающаяся, колющая. Марма-терапия может быть использована для передачи сообщений в болевые области с помощью вата-доши, что принесет облегчение.

Приведение ума и эмоций в сбалансированное состояния. Марма-терапия оказывает мощное воздействие на ум и может устранять стресс, приводя в состояние равновесия прану, теджас и оджас. Она посылает сообщения в соответствующие органы и помогает высвободить невыраженные или непереваренные эмоции, застрявшие там.

Поддержание оптимального чувственного восприятия. Мармани идеально поддерживает хорошее чувственное восприятие. Однако если имеется дисбаланс дош, поражающий определенные марма-точки, чувственное восприятие может быть расстроено. Для лечения таких симптомов на затронутых марма-точках применяют эфирные масла, приводящие доши в равновесие. Выбор марма-точек зависит от места нахождения боли, а выбор эфирного масла – от главной доши, ставшей причиной дисбаланса.

Например, при ортостатической (в вертикальном положении) головной боли используется адхипати марма (также называется мурдхни марма). При фронтальной (в лобной части) головной боли используется стхапани марма (также называется аджна марма). Три темпоральной (в висках) или затылочной головной боли работайте с манйамула мармой. При болях в пояснице работайте с кати или трик марма-точками, и т.д. Что касается выбора эфирных масел, то при дисбалансе ваты наносят что-нибудь наподобие масла вачи или дашамулы. Сандаловое масло используется при обостренной питте, а камфорное масло – для лечения повышенной кафы.

Улучшение осознанности. Самая мощная духовная функция мармани – это доступ к сознанию на глубоком уровне. Марма-терапия раскрывает клеточную осознанность, которая распространяется в соответствующие ткани, органы и каналы. Мармани – это ворота к мыслям, чувствам, эмоциям и восприятию. Способность мармани влиять на них объясняется тем, что мармани связаны с нервной тканью (маджджа дхату), каналом ума (мано ваха шротас) и потоком праны в теле. Марма-терапия может передавать позитивные установки (аффирмации) и раскрывает правильное намерение и внимание. Это становится чистым сознанием.

Продолжение читайте в части 3 нашего цикла статей «Марма-чикитса».

Автор статьи — Светлана Межакова©. При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна. При написании статьи использовались материалы из «Аштанга-хридайам», учебника Васанта Лада «Textbook of Ayurveda» и др. аюрведических источников, а также материалы, полученные в процессе обучения в аюрведических клиниках.

Присоединяйтесь к нашему обучению Аюрведе, расписание вы найдете здесь.

Все наши статьи по Аюрведе вы найдете в Библиотеке знаний нашего сайта.

Марма-чикитса. Часть 2. Функции марма-точек: Один комментарий

Комментарии запрещены.