Правила хорошего тона, или этикет, согласно Аюрведе

Во второй главе первой части «Аштанга-хридайам» (стихи 19-48) рассказывается о некоторых правилах хорошего поведения. Многие другие правила описаны в Дхармашастрах – наставлениях в дхарме, поэтому за деталями нужно обращаться к ним. Некоторые из правил – что нужно делать, а что нельзя – до сих пор применяются, другие же канули в лету. С течением времени происходит множество изменений в жизни общества – социальных, политических, религиозных, философских, этических и т.д.

Некоторые из принципов и действий, считавшихся в прошлом уместными и хорошими, сейчас совершенно неприемлемы и даже вредны, в то время как другие актуальны и по сей день. Важно обращать внимание и следовать духу и принципам здорового образа жизни и здравого смысла, которые стоят за каждым из правил хорошего поведения. При необходимости правила нужно адаптировать к ситуации: не нужно их слепо исполнять, по заведенному порядку, необходимо выбирать идеально подходящие нам – это необходимость времени. Также не следует что-то слепо отвергать. Всегда помните правило «Время. Место. Обстоятельства».

Итак, «Аштанга-хридайам» (1.2.19-48) говорит:

«Человек должен принимать пищу после полного переваривания (предыдущей пищи), ту, которая подходит ему, и в ограниченном количестве; позывы тела не нужно вызывать (преждевременно) физическими усилиями; когда же позывы появляются, не следует их сдерживать и откладывать из-за каких-то занятий; не нужно ничего делать (вводить лекарства, выполнять процедуры), пока не устранены болезни, поддающиеся лечению.

Все действия человека должны совершаться ради счастья всех живых существ; это счастье основано на дхарме (добродетель, морально-нравственные принципы); поэтому каждый человек должен принять принципы праведности и всегда следовать им.

С друзьями нужно обращаться с нежностью (преданностью), совершать для них добрые (полезные) дела, в то время как других (недоброжелателей, нечестивцев) следует держать на расстоянии.

Причинение вреда (насилие); воровство; незаконный секс; оскорбительные речи; ложь; речь, приводящая к раздору; скандалы, намерение причинить вред; зависть, неприятие благополучия других; неверие в святые писания, недоверие старейшинам – стремление найти ошибки, непонимание и т.д. – это десять грехов, относящихся к телу, речи и уму, которые следует избегать (из десяти грехов первые три относятся к телу, следующие четыре – к речи, последние три – к уму).

Следует делать все возможное, чтобы помочь (преодолеть трудности) тем, у кого нет средств к существованию, страдающим от болезней и от горя.

Даже к насекомым и муравьям нужно относиться с состраданием и добротой (как к самому себе).

Следует почитать Бога, коров, брахманов, старейшин, врача, короля и гостей.

Просителей не стоит обманывать, оскорблять, отвергать.

Нужно стараться быть полезным и для своих недоброжелателей (недругов), даже если они не отвечают тем же. Нужно поддерживать ум в одинаковом (сбалансированном) состоянии как в благополучные, так и в тяжелые времена. Следует завидовать причине (богатства, счастья, благополучия и т.д. других), но не результату (деньги, счастье и т.д.).

Следует говорить по делу, кратко, слова должны быть хорошими, правдивыми и приятными.

Следует начинать разговор (с другими) первым, с доброжелательным выражением лица; нужно быть добродетельным, добрым и мягким, не хорошо быть счастливым и наслаждаться в одиночку (нужно сделать других такими же); не следует ни доверять всем и каждому, ни подозревать всех и каждого; не следует обличать кого-то как своего или чьего-то недруга; не следует придавать гласности оскорбления, которые он допускал, или недовольство, которое он выказывал, к учителю, а также учителя к нему.

Помня о природе людей, следует обращаться с ними самым приятным для них образом, становясь знатоком в искусстве почитания других.

Не следует ни слишком беспокоить (напрягать) органы чувств, ни слишком им потакать (наслаждать их).

Не следует занимать себя в профессиях, лишенных трех целей (дхарма (праведность), артха (богатство) и кама (удовольствие)); не следует заниматься тем, что противоположно им (дхарме и каме).

Во всех действиях следует придерживаться только срединного пути (избегать крайностей).

Следует подстригать свои волосы, ногти и усы (чтобы они не были длинными), содержать в чистоте свои стопы и отверстия, через которые выводятся отходы (уши, нос, глаза, мочеиспускательный канал, анус); ежедневно принимать ванну, использовать духи, надевать хорошую одежду, не роскошную, но ту, на которую приятно смотреть.

Следует всегда носить на теле драгоценные камни, защитные молитвы и травы (внутри амулетов, оберегов), следует ходить под зонтом, надевать обувь и смотреть прямо на расстояние, длинною в четыре руки перед собой; в случае срочной ночной работы следует иметь с собой жезл (дубинку), головной убор и помощника.

Не следует наступать (посягать, пересекать, иным образом вторгаться) на тень святого дерева, где находятся божества (или буддийский храм), предметы поклонений (или человека), стяги (флажки, растяжки), нечистые (несвятые) вещи, кучу золы, скорлупу (шелуху), грязь (экскременты и т.д.), песчаные дюны, валуны, место подношения богам, демонам и т.д. и омовения.

Не следует вплавь пересекать реку, идти навстречу огромному огню, плыть в ненадежной лодке, залезать на неустойчивое дерево; ездить на транспортном средстве, находящемся в плохом состоянии.

Не следует чихать, смеяться или зевать, не прикрыв рот.

Не следует высмаркиваться (за исключением удаления грязных выделений); скрести пол (землю) без какой-либо причины, совершать безобразных движений частями тела и долго сидеть на своих пятках.

Следует прекращать действия своего тела, речи и ума до того, как наступит утомление; не следует долго держать колени наверху (ставить ноги с согнутыми коленями во время сна или стоять на руках, держа ноги вверху и т.п.).

Не следует находиться ночью на деревьях, на перекрестке трех дорог (или там, где люди собрались отдыхать), вблизи священного дерева (или буддийского храма), перекрестка четырех дорог и храма (дома Бога). Не следует находиться даже в дневное время на месте бойни, в лесу, на месте погребения.

Не следует долго смотреть на солнце, носить тяжелый груз на голове, смотреть непрерывно на мелкие, блестящие, грязные и неприятные предметы.

Не следует заниматься продажей, производством, бесплатным распространением вина, а также  брать вино (для питья).

Следует избегать прямого воздействия легкого ветерка, солнечного света, пыли, снега (росы), сильного ветра (смерча и т.д.); не следует чихать, отрыгивать, кашлять, спать, есть или совокупляться в ненадлежащих позах, следует избегать тени эшафота, мест, ненавистных для царя (или правительства), диких животных, кусающихся животных и тех, у кого есть рога; нечестивых (невоспитанных) и очень умных людей; избегать ссор с хорошими людьми; избегать приема пищи, соития, сна, учебы и повторения как во время встречи ночи и восхода солнца, таки и во время встречи заката и ночи; избегать пищи, предложенной врагами, или во время жертвенной церемонии (предложенной большой группой жертвователей различных каст), или проститутками и торговцами; не следует производить звук частями тела, ртом или ногтями, а также трясти руками или встряхивать волосы; не следует передвигаться между двумя сосудами для воды, огня и поклонения; следует избегать дыма от трупа; не следует быть слишком снисходительным в вопросах употребления вина, верований и независимости женщин.

Для разумных людей весь мир – это учитель, поэтому следует подражать этому миру только после тщательного изучения значений (результатов) таких действий.

Сострадание ко всем живым существам, раздача даров, контроль за деятельностью тела, речи и ума; забота об интересах других (как о своих собственных) – этих правил хорошего поведения (морально-нравственных норм) вполне достаточно.

Тот, кто постоянно обдумывает (анализирует) то, как проходят его дни и ночи (и выбирает только правильный путь), никогда не станет жертвой печали.

Таким образом, были перечислены, вкратце, правила хорошего тона. Тот, кто их принимает, без сомнений, обретет долголетие, здоровье, доброе имя и вечный мир».

Автор статьи — Светлана Межакова©. При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна. При написании статьи использовались материалы из «Аштанга-хридайам», учебника Васанта Лада «Textbook of Ayurveda» и др. аюрведических источников, а также материалы, полученные в процессе обучения в аюрведических клиниках.

Присоединяйтесь к нашему обучению Аюрведе, расписание вы найдете здесь.

Все наши статьи по Аюрведе вы найдете в Библиотеке знаний нашего сайта.