Определение болезни в Аюрведе

В Аюрведе используются различные определения болезни: вйадхи, рога, папма, атанака, джвара, викара, амайа, йакшма, – и каждое из них раскрывает что-то важное.

Вйадхи означает «убивать, бить, ранить или уничтожать». Таким образом, вйадхи – это то, что убивает ткани, клетки или органы и, в конечном счете, организм может умереть.

Рога указывает на боль. В каждой болезни есть физическая, психологическая или эмоциональная боль. Любая боль – это болезнь. «Сукха самджнакам арогйам викаро духхам эва ча» означает, что «здоровье – это счастье, а боль или несчастье – это болезнь». Поэтому нам необходимо поддерживать счастье на физическом и ментальном уровнях, а также на уровне сознания.

Папма говорит о грехе, который в этом контексте означает «плохие или неблагочестивые действия», в том числе негативные мысли и чувства или неправильный образ жизни. «Папма» значит «неследование естественному закону совершенного здоровья, данному Аюрведой». Аюрведа говорит, что нужно просыпаться рано, чистить язык и зубы, пить воду, принимать пищу согласно индивидуальной конституции и делать соответствующие упражнения. Болезнь, которая возникает, если эти режимы не соблюдаются, называется папма, или болезнь из-за вредных привычек. Болезнь из-за негативных мыслей – это тоже папма. Даже папма прошлой жизни создает страдания в этой жизни.

Атанка. Танка – это обобщенный стресс, боль или страх, поэтому «атанка» означает «то, что создает невероятный стресс в физическом, энергетическом, эмоциональном или ментальном теле».

Джвара значит «лихорадка (гипертермия)». Джвара – это «дехендрийа манаса сантапа», что означает «повышение температуры тела и гиперчувствительность и раздражение тела, ума и сознания».

Викара значит «искаженная форма». Акара – это форма, а викара – это искаженная или измененная форма. Когда человек страдает, его выражение лица меняется, а форма искажается. В некоторых случаях печень, селезенка и сердце увеличиваются, или другие части тела изменяются. Например, при ревматоидном артрите суставы сжимаются. Каждая болезнь имеет характерный вид. Когда у человека плоские, красные щеки и сужающийся подбородок, это указывает на склонность к язвенной болезни. У больного туберкулезом впалые щеки, бледная кожа и ввалившиеся сухие глаза. Человек с желтухой выглядит желтым. Все это примеры викара.

Амайа означает «то, что рождается из амы – токсичного, нездорового, неоднородного отхода». Слияние дош и тканей образует это токсичное вещество. Одна аюрведическая сутра говорит, что идеальное здоровье – это идеальный агни; то есть сбалансированный агни – это идеальное здоровье. Если желудочный огонь поврежден, любая проглоченная пища неправильно переваривается. Эта непереваренная пища становится токсичной для тканей, образуя аму. «Са мулам сарва роганам ама ити абхидхийате» означает, что главной причиной всех болезней является ама.

Йакшма значит «чахотка, туберкулез легких». «Йакшма раджа йакшма» означает «царь всех болезней – это раджа йакшма, то есть чахотка», буквально это переводится как «болезнь царя накшатр, то есть Луны (Чандры)».

В Пуранах (в частности, в 20 главе «Калика-пураны») есть замечательная история о чахотке, или – как теперь называют это заболевание – о туберкулезе легких. Название «чахотка» происходит от слова «чахнуть».

Итак, существует двадцать семь накшатр (звезд), которые являются дочерьми Праджапати Дакши, прародителя. Все эти дочери вышли замуж за бога Луны – Чандру.  Луна – это муж, а накшатры – его прекрасные жены. Луна (Чандра) особенно любит Рохини, одну из двадцати семи жен. Находясь в той части неба, где расположена накшатра Рохини, Луна выглядит особенно яркой, сияющей и красивой. Луна (Чандра) начал оставаться дольше с Рохини и пренебрегать другими женами. Тогда они пожаловались своему отцу Дакше, заявив, что их игнорируют. Дакша проклял Луну, сказав: «Луна, у тебя будет йакшма», то есть чахотка. Вот почему Луна тает и убывает. Убывающая фаза – это время, когда Луна, которая представляет ум, чахнет. От полнолуния до новолуния Луна постепенно уменьшается, пока полностью не исчезает.

Эта мистическая история рассказывает нам о болезни, вызванной проклятием. Не следует допускать, чтобы другой человек страдал из-за нас. Когда мы становимся причиной страдания другого человека, мы совершаем действие, которое приносит проклятие и может привести к болезни. Это психологически очень верно, знаем мы об этом или нет, если человек страдает из-за наших действий, его страдание создает проклятие, хотя в действительности этот человек может нас и не проклинать. Например, если мы оскорбляем гуру, учителя, божество или просветленного человека, то это существо может и не проклинает нас, но проклятие имеет место. Это происходит аналогично тому, как, когда мы бросаем мяч в стену, он отскакивает назад к нам. Стена не бросает мяч, но мяч все равно возвращается. Проклятие – это не что иное, как предвестник будущей болезни; семя будущих страданий.

Автор статьи — Светлана Межакова©. При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна. При написании статьи использовались материалы из «Аштанга-хридайам», учебника Васанта Лада «Textbook of Ayurveda» и др. аюрведических источников, а также материалы, полученные в процессе обучения в аюрведических клиниках.

Присоединяйтесь к нашему обучению Аюрведе, расписание вы найдете здесь.

Все наши статьи по Аюрведе вы найдете в Библиотеке знаний нашего сайта.