Теория Пяти элементов (Панчамахабхута)

«Чтобы стать врачом, необходимо овладеть совершенным пониманием элементов» (Чарака-самхита).

Аюрведа определяет жизнь как совокупность грубого физического тела, ума (тонкого тела) и души.

Из чего же состоит наше грубое физическое тело, этот наисложнейший инструмент, дающий нам бесконечное количество возможностей в этой жизни?

На этот вопрос можно ответить по-разному. Западная модель рассматривает тело как объект, состоящий из последовательно уменьшающихся объектов — органов, клеток, молекул, атомов и субатомных частиц. По мнению химиков, тело состоит из более чем 117 отличающихся друг от друга строением атомов элементов, известных науке на данный момент и приведённых в таблице Менделеева. То есть человек — эдакая смесь кислорода, углерода, водорода, кальция и азота с незначительными добавками других химических элементов.

Биологи считают, что человек — это примерно 55 частей воды, 19 частей липидов, 18 частей белков, 5 частей золы и по одной части углеводорода, кальция и фосфора.

Психологи говорят, что человек — это совокупность плоти, нервной системы и мозга, обеспечивающая нейрохимические процессы, порождающие феномен ума.

Квантовые физики, ближе других учёных подошедшие к возможности описать в единой универсальной теории всю природу, считают, что человек — это 99,99% пустого пространства, а в остальном — триллионы протонов, нейтронов и других невидимых частиц.

Аюрведа не является противником «объективной» теории, но рассматривает тело с другой точки зрения, уделяя меньше внимания природе материальных элементов и считая, что гораздо важнее понимать принципы жизнедеятельности. Процессы внутри человеческого тела, как и везде во вселенной, объединены едиными динамическими закономерностями.

Модель, которую Аюрведа предлагает для осмысления законов природы, называется Панчамахабхута, или Теория Пяти элементов. Это фундамент аюрведической диагностики и лечения, с помощью которого аюрведические врачи тысячелетиями успешно выявляют и устраняют дисбаланс во всех областях жизни человека. Это учение опирается на принцип подобия вселенной и человека, и его изучение необходимо для понимания как структурных, так и функциональных аспектов живых существ и универсума.

Описание проявления Пяти элементов дано в «Шримад-Бхагаватам» (2.5.25-32):

«Из тьмы (тамас) ложного эго (аханкара) возникает первый из пяти элементов — небо (эфир). Его тонкая форма — звук, который связан с ним так же, как объект наблюдения — с наблюдателем. Трансформируясь, небо порождает воздух, обладающий свойством осязаемости. Подобно предыдущему элементу, он наполнен звуком, а также несёт в себе основные факторы продолжительности жизни: чувственное восприятие, силу ума и физическую силу.

С течением времени в процессе эволюции воздух трансформируется в огонь, который приобретает форму и в то же время сохраняет свойства звуконосности и осязаемости. Огонь, в свою очередь, тоже трансформируется, в результате чего появляется вода, с присущими ей свойствами влажности и вкуса. Как и предыдущие элементы, она имеет форму, осязаема и несёт в себе звук. Трансформируясь, вода превращается в землю, которая обладает запахом и, подобно предыдущим элементам, сохраняет свойства вкуса и осязаемости, несёт звук и обладает формой.

Из гуны благости возникает и проявляется ум, а также десять полубогов, управляющих деятельностью тела: повелитель сторон света, властелин воздуха, бог Солнца, отец Праджапати Дакши, Ашвини-кумары, бог огня, царь небес, божество, которому поклоняются на райских планетах, главный из Адитьев и Праджапати Брахмаджи. Так все они появляются на свет.

В процессе дальнейшей трансформации гуна страсти порождает органы чувств: уши, кожу, нос, глаза, язык, рот, руки, гениталии, ноги и анус, а также разум и жизненную энергию. О Нарада, лучший из трансценденталистов, тело не может сформироваться до тех пор, пока все эти сотворенные части: стихии, чувства, ум и гуны природы — не соединятся вместе».

В «Чарака-самхите» (4.1.27) говорится, что всё сущее — любая действующая субстанция в этом мире состоит из Пяти элементов: земли, воды, огня, воздуха и эфира. Свойства этих «строительных кирпичиков» важны для понимания причин равновесия и дисгармонии в человеческом организме.

Все Пять элементов присутствуют на каждом из уровней организма. На внутриклеточном уровне мембрана клетки — это земля, клеточные вакуоли представляют собой пространство, цитоплазма — это вода, нуклеиновые кислоты и другие химические компоненты клетки — огонь, а движение клетки обусловлено движущим принципом воздуха. Каждая клетка обладает умом, разумом и сознанием, благодаря чему она может распознавать и выбирать из всевозможных окружающих её питательных веществ свою собственную пищу.

В человеческом восприятии элементы играют как субъективную, так и объективную роль. На уровне физического тела все формы и функции психофизиологических процессов обусловлены их сочетаниями, а на уровне индивидуального сознания они порождают пять чувств. Весь опыт человеческого существования можно описать взаимодействием элементов. Анализ свойств каждого элемента даёт возможность осознать важность Теории Пяти элементов для понимания работы человеческого тела, а также открывает нам природу самих чувств и органов чувств, так как все они происходят из элементов.

Пять элементов обладают определёнными качествами и оказывают конкретное влияние на наш внешний вид, мышление и восприятие воздействия окружающей среды. Мы ощущаем внешний мир, влияем на него и испытываем его воздействие благодаря Пяти элементам. Пять элементов — это безмолвный язык, на котором говорит вся вселенная, в том числе и человек. Знание качеств и проявлений Пяти элементов даёт нам ключ к пониманию нашей внутренней природы и места, которое мы занимаем во вселенной. Это понимание является основой достижения гармонии.

В своём объективном аспекте Пять элементов порождают все формы и функции, присущие нашему миру. Например, воздух, вода и земля соответствуют трём агрегатным состояниям материи: газообразному, жидкому и твёрдому. Воздух, огонь и вода — активные, подвижные элементы, а эфир (пространство) и земля — пассивные.

Всё воспринимаемое нами с помощью органов чувств, заимствует свою форму и качества у соответствующих элементов. Зная свойства элементов, можно научиться распознавать их проявления повсюду, в том числе в своих эмоциях и поведении. Но сила, с которой проявляется тот или иной элемент в нашей жизни, зависит от уникального сочетания элементов, присущего лично каждому из нас. В дальнейшем, из наших материалов, вы узнаете, как, основываясь на свойствах элементов, наиболее ярко выраженных в вашем организме, определить вашу врождённую конституцию.

Автор статьи — Светлана Межакова©. При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна. При написании статьи использовались материалы из «Аштанга-хридайам», учебника Васанта Лада «Textbook of Ayurveda» и др. аюрведических источников, а также материалы, полученные в процессе обучения в аюрведических клиниках.

Чтобы быть в курсе наших новостей, вступайте в нашу группу ВКонтактеТам мы регулярно публикуем статьи по Аюрведе, отрывки из главного аюрведического трактата «Аштанга-хридайам» на русском языке (в переводе Светланы Межаковой), материалы по самоосознанию, науке о душе, ведической литературе и культуре, психическому здоровью, воспитанию детей, информацию о наших поездках, обучении, консультациях и т. д.

Для получения информации о новых публикациях на нашем сайте по электронной почте вы можете оформить подписку: на компьютере — на главной странице сайта (слева, под Меню); с мобильного — нажмите значок Меню, внизу списка в специальном поле введите адрес электронной почты.

Все наши статьи вы найдете в Библиотеке.