Господь Дханвантари — основоположник Аюрведы

«В двенадцатом воплощении Господь явился в образе Дханвантари, а в тринадцатом — пленил атеистов (демонов, асуров) чарующей женской красотой и отдал нектар полубогам (сурам)» (Шримад-Бхагаватам, 1.3.17).

Подробно эта история описывается в «Шримад-Бхагаватам» (8.8). Однажды родные браться суры (полубоги, преданные Господа) и асуры (демоны, атеисты) стали пахтать Молочный океан, чтобы добыть нектар бессмертия. Это был долгий процесс, который сопровождался многими интересными событиями и в результате которого явился Господь Дханвантари — воплощение Верховной Личности Бога.

Это был прекрасный мужчина, крепкий и сильный, с длинными руками и могучим телосложением. Шея Его, отмеченная тремя полосами, напоминала раковину. Его глаза были розоватыми, а тело — тёмным. Он был очень юн, Его украшали гирлянды, а всё его тело было убрано драгоценностями. На нём были жёлтые одежды и серьги из ярко сиявшего жемчуга. Кончики Его волос были умащены маслом. Его широкие плечи и другие черты говорили о том, что Он силён и крепок, как лев. На Нём были браслеты, а в руке Он держал кувшин, до краёв наполненный нектаром. Он знал науку врачевания и в качестве одного из полубогов был наделён правом получать свою долю во время жертвоприношений.

Когда демоны увидели, что Дханвантари держит в руках кувшин с амритой (нектаром бессмертия), они, жаждавшие заполучить нектар, тотчас вырвали кувшин из рук Дханвантари, несмотря на то, что Он являлся воплощением Верховного Господа и обладал необычайной силой. Увидев, что демоны бросились бежать, унося с собой нектар, полубоги пришли в уныние и обратились к Верховной Личности Бога с просьбой о защите.

Верховный Господь, неизменно стремящийся исполнить желания Своих преданных, взглянул на опечаленных полубогов и сказал им: «Не огорчайтесь, с помощью Моей энергии Я введу демонов в заблуждение и перессорю их между собой. Так Я исполню ваше желание испить эликсир бессмертия». Демоны стали драться за нектар между собой, а полубоги, успокоенные речами Господа, не стали воевать с демонами и просто хранили молчание. В итоге Господь Сам явился перед демонами в образе прекраснейшей из женщин, Мохини, забрал у них нектар и отдал его полубогам.

«В образе Дханвантари Господь Своей олицетворённой славой мгновенно исцеляет вечно больных живых существ. Благодаря Ему полубоги обрели долголетие. За это люди и полубоги вечно возносят хвалу Личности Бога. Он также взыскал свою долю жертвоприношений и заложил во вселенной основы медицинских знаний» (Шримад-Бхагаватам, 2.7.21).

Шрила Прабхупада так комментирует этот стих: «Как сказано в начале “Шримад-Бхагаватам”, всё исходит из единого источника — Личности Бога. Из этого стиха явствует, что медицинские знания тоже были даны людям Верховным Господом, пришедшим в образе Дханвантари, и потому эти знания записаны в Ведах. Веды — источник всех знаний, поэтому в них содержатся также медицинские знания, позволяющие излечивать любые болезни живого существа. Болезни заложены в самой природе тела обусловленной души. Материальное тело — это символ болезней. У разных людей болезни могут быть разными, но никто не способен полностью избежать болезней, равно как и рождения, старости и смерти. Однако по милости Личности Бога человек может избавиться не только от болезней тела и ума, но и спасти душу, вырвавшись из заколдованного круга рождений и смертей. Одно из имён Господа — бхаваушадхи, что означает “Тот, кто излечивает от болезни материального существования”».

Господь Дханвантари, согласно священным писаниям, является лучшим из целителей, основоположником Аюрведы. Говорится, что тот, кто помнит имя Дханвантари, может исцелиться от всех болезней. Жизнь в материальном мире полна опасностей. Так, например, дурная пища может нанести вред здоровью, поэтому такой пищи надо избегать. Помочь нам в этом может Господь Дханвантари. В связи с этим в «Шримад-Бхагаватам» (6.8.18) также приводится молитва-обращение к Господу Дханвантари: «Пусть Верховный Господь в образе Дханвантари убережёт меня от дурной пищи и телесных недугов».

Дханвантари обучил хирургии своего ученика Сушруту, тот составил аюрведический трактат, который теперь известен как «Сушрута-самхита». Дханвантари изображается с четырьмя руками, в которых он держит пиявку, сосуд с амритой, раковину и сударшана-чакру.

Автор статьи — Светлана Межакова©. При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна. 

Присоединяйтесь к нашему обучению Аюрведе, расписание вы найдете здесь.

Все наши статьи по Аюрведе вы найдете в Библиотеке знаний нашего сайта.