Три категории заболеваний, согласно Аюрведе

В Аюрведе существуют различные классификации болезней. Одна из них — это деление всех заболеваний на три категории: адхйатмика, адхидайвика и адхибхаутика.

Адхйатмика (или Адхи Бала Правритта). Эта категория включает болезни, имеющие духовную причину, которые исходят из прошлой жизни. Мы путешествуем из одной жизни в другую и привносим определённые качества в эту жизнь, которые могут повлиять на сознание, а затем на ум и тело. Адхйатмика-заболевания в первую очередь затрагивают буддхи (разум), смрити (память) и дхрити (способность к обучению и внимание). Они могут быть настолько серьёзными, что нарушают не только функционирование, но и структуру мозга и органов чувств. Примерами являются глухота, слепота и афазия (неспособность говорить или писать). Некоторые дети рождаются с умственной неполноценностью, и, хотя это может быть генетической дисфункцией, её также можно отнести к адхйатмика. Адхйатмика-заболевания включают многие генетические и врождённые болезни. Врождённые расстройства, которые влияют на сознание, такие как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), биполярное аффективное расстройство или умственная отсталость, классифицируются как адхйатмика.

Адхидайвика (или Даива Бала Правритта). Эта категория указывает на болезни, имеющие тонкую или сверхъестественную причину, например результат проклятия, оскорбления учителя или божества или проявления неуважения к чему-то религиозному. Адхидайвика — это также физические и психические расстройства, вызванные стихийным бедствием или сверхъестественным событием (то есть не являющиеся результатом прямого воздействия какого-то живого существа). Например, человека на прогулке внезапно ударяет молнией, что приводит к параличу, это и есть адхидайвика. Это можно назвать стихийным бедствием или судьбой. Современная наука мало говорит о причинах этой категории расстройств, иногда просто классифицируя их как идиопатические, но Аюрведа говорит, что это заболевания адхидайвика, например в случае овладения ду́хами.

Адхибхаутика. Эти заболевания имеют физическую причину, такую ​​как бактериальная инфекция, укус змеи или порез пальца. К ним относятся несчастные случаи, вызванные людьми, в отличие от тех, которые вызваны природными явлениями.

Между адхйатмика-, адхидайвика- и адхибхаутика-заболеваниями может быть тонкая грань. Адхидайвика имеет тонкие причины, которые влияют на ум и тело, тогда как адхйатмика более тонкая и связана с сознанием. Адхибхаутика-заболевания имеют физические причины возникновения.

Эти три категории физических, тонких и духовных болезней очень обширны. Не менее обширной является и другой метод классификации, использующий анаболическую или катаболическую тенденцию. Эти две категории известны как сантарпана и апатарпана. Сантарпана вйадхи означает анаболические, провоцирующие кафу болезни, вызванные перееданием. Примерами являются ожирение и диабет. Апатарпана вйадхи — это катаболические заболевания, вызванные недоеданием, неполноценным питанием, которые, во-первых, увеличивают вату, а во-вторых, увеличивают питту. Примеры включают истощение, туберкулёз легких и бессилие.

В «Шримад-Бхагаватам» (являющемся наиболее полным и авторитетным изложением ведического знания), имеется стих (песнь 6, гл. 15, текст 25), разъясняющий причину возникновения этих трёх видов страданий — адхйатмика, адхидайвика и адхибхаутика:

«Живое существо, отождествляющее себя с материальным телом, живёт только заботами об этом теле, которое представляет собой сочетание пяти материальных начал, пяти познающих и пяти действующих органов чувств, а также ума. Из-за ума живое существо испытывает три вида страданий: адхибхаутику, адхидайвику и адхьятмику. Поэтому тело источник всех бед.

Комментарий Шрилы Прабхупады: В Пятой песни (5.4) Ришабхадева, наставляя своих сыновей, говорит, что, хотя тело недолговечно, оно — причина всех страданий материального бытия (асанн апи клешада аса дехах). Как уже было сказано в предыдущем стихе, всё материальное творение зиждется на вымысле. Иногда ум заставляет нас верить, что, приобретя автомобиль, мы сможем извлечь наслаждение из материальных элементов (земли, воды, воздуха и огня), которые образуют железо, пластик, бензин и другие составляющие автомобиля. Используя наши познающие органы чувств (глаза, уши, язык и другие) и действующие органы (руки, ноги и т. д.), а также пять материальных первоэлементов (панча-бхуты), мы всё сильнее запутываемся в материи и навлекаем на себя три вида страданий: адхьятмику, адхидайвику и адхибхаутику. Ум — корень материального существования, поскольку это он порождает все проявления материального бытия. И как только с материальным объектом, к которому привязан ум, происходит что-либо нежелательное, ум возбуждается, и мы страдаем. Например, с помощью наших познающих и деятельных органов чувств мы создаём из материальных элементов замечательный автомобиль, но когда он попадает в аварию и разбивается, ум тяжело переживает эту потерю и заставляет живое существо страдать.

Таким образом, живое существо с помощью ума создаёт материальные условия своего существования. Но поскольку всё материальное временно, обусловленное живое существо вынуждено постоянно страдать, хотя само по себе оно никак не связано с материальным окружением. Однако, поднявшись на уровень Брахмана, или истинной духовной жизни, и полностью осознав свою духовную природу (ахам брахмасми), оно навсегда избавляется от скорби и мучительных желаний. Господь говорит в «Бхагавад-гите» (18.54): брахма-бхӯтах прасаннатма на шочати на канкшати. «Тот, кто находится в этом трансцендентном состоянии, сразу постигает Верховный Брахман и исполняется радости. Он никогда не скорбит и ничего не желает».

В другом стихе «Бхагавад-гиты» (15.7) Господь говорит: мамаивамшо джӣва-локе
джӣва-бхӯтах санатанах манах-шаштхпнӣндрийани пракрти-стхани каршати.
«Живые существа в этом материальном мире суть Мои вечные отделённые частицы. Оказавшись в обусловленном состоянии, они вынуждены вести суровую борьбу с шестью чувствами, к числу которых относится ум». Живые существа — неотъемлемые частицы Верховной Личности Бога, не подверженные воздействию материальных условий. Но, поскольку материальные условия влияют на ум (манах) и вслед за ним на чувства, живое существо вынуждено вести в материальном мире борьбу за существование».

Автор статьи — Светлана Межакова©. При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна. При написании статьи использовались материалы из «Аштанга-хридайам», учебника Васанта Лада «Textbook of Ayurveda» и др. аюрведических источников, а также материалы, полученные в процессе обучения в аюрведических клиниках.

Все наши статьи по Аюрведе вы найдете в Библиотеке знаний нашего сайта.

Присоединяйтесь к нашему обучению Аюрведе, поездкам на Панчакарму, расписание вы найдете здесь.