Происхождение Аюрведы

О происхождении Аюрведы нам рассказывают основные аюрведические трактаты — «Чарака-самхита», «Сушрута-самхита», «Аштанга-хридайам». Истории эти, конечно же, схожи.

Аюрведа, как часть Вед, — это не творение человеческого ума. Веды были даны нам Господом. Это инструкция о том, как жить в этом материальном мире.

Когда была создана наша вселенная, Господь вложил Веды в сердце нашего четырехголового Брахмы — первого живого существа, который появляется во вселенной, наделенное Господом способностью творить вселенную. Наша вселенная не единственная, их бесчисленное множество, в других вселенных тоже есть живые существа, есть свои Брахмы.

От Брахмы Аюрведа, как и Веды в целом, передавалась по цепи ученической преемственности — от учителя к ученику, пока не дошла до нас.

Итак, Брахма, вспомнив Аюрведу, как говорится в трактатах, обучил ей Праджапати Дакшу (если вы смотрели фильм «Махадев», то вы с ним знакомы) — прародителя всех живых существ, сына богини Адити. То, что Брахма именно вспомнил, говорит о том, что это знание он не придумал, оно вечно, мы, души, тоже вечны, и эту науку, конечно же, уже когда-то знали, но обуславливаясь тем или иным телом в процессе бесконечного перерождения в этом материальном мире, мы постоянно все забываем. Брахма — точно такая же душа, как все мы, поэтому и его эта учесть забывания не обходит стороной. Поэтому Господь лишь напомнил Брахме Аюрведу.

Дакша обучил ей близнецов Ашвинов, сыновей Бога Солнца. О рождении Ашвини-кумаров говорится в «Вишну-пуране». Жена бога Солнца, Сурйи, по имени Санджня (дочь архитектора вселенной Вишвакармы), не выдержав невыносимый жар, исходящий от мужа, удалилась в лес, а вместо себя оставила свою тень (двойника) Чхайу. Лишь через несколько лет Сурйа заметил подмену и с помощью своего божественного зрения увидел, что его настоящая жена, приняв облик лошади, совершает аскезы в лесу. Превратившись в коня, Сурйа отправился к ней и зачал в её лоне трех детей, в том числе близнецов Ашвини — кентавров (полулюдей-полуконей). Эти братья были целителями девов, жителей райских планет. Они передали старому мудрецу Чийаване рецепт омоложения, который с тех пор стал называться «Чийаванапраша» (что означает «пища Чийаваны») — известный в настоящее время аюрведический тоник.

Ашвини обучили Аюрведе Индру — царя райских планет. Кстати, в аюрведических текстах используется ещё одно имя Индры — Сахасракша, «тот, у кого тысяча глаз». Его он получил неслучайно, а после того, как у него действительно появилась тысяча глаз, о чем рассказывается, в частности, в «Махабхарате». Индра передал знание сыну Атри Муни — Атрейе и другим мудрецам.

И вот как это было. Когда болезни начали беспокоить людей, великие мудрецы мира собрались на склонах Гималаев и решили научиться науке Аюрведы у Индры и донести её до всех живых существ для всеобщего блага. Но кто возьмёт на себя трудную задачу отправиться на небеса, к Индре?

Мудрец Бхарадваджа, один из участников собрания, вызвался взять это на себя, что с радостью было принято остальными. Бхарадваджа отправился в обитель Индры, получил от него знание, вернулся на Землю и озвучил его всему собранию. Кришна Атрейа, также известный как Пунарвасу Атрейа, сын мудреца Атри, передал эту науку шести своим ученикам. Каждый из них написал трактат и преподнес его своему учителю Кришне Атрейе и собранию мудрецов. Трактат Агнивеши был доработан, как лучший из всех, и признан даже девами (жителями райских планет). Он стал популярным во всем мире.

Учение Кришны Атрейи в основном касается кайа-чикитсы (внутренней медицины) — одной из восьми ветвей Аюрведы, эта школа широко известна как Атрейа сампрадайа, или Кайа-чикитса. Атрейа передал это знание Агнивеше и другим мудрецам, которые составили отдельные писания — тантрани. Агнивеша во время обучения создал «Агнивеша-тантру». Этот трактат доступен сегодня не в оригинальной форме, а в отредактированной версии, известной как «Чарака-самхита», потому что первым редактором считается Чарака муни. Это первая линия преемственности (парампара) Аюрведы.

От Дханвантари знание об Аюрведе и хирургии дошло до Сушруты. Он составил трактат, который теперь известен как «Сушрута-самхита». Это вторая линия премственности.

Автор статьи — Светлана Межакова©. При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна. При написании статьи использовались материалы из «Аштанга-хридайам», учебника Васанта Лада «Textbook of Ayurveda» и др. аюрведических источников, а также материалы, полученные в процессе обучения в аюрведических клиниках.

_______________________

Чтобы быть в курсе наших новостей, вступайте в нашу группу ВКонтактеТам мы регулярно публикуем статьи по Аюрведе, отрывки из главного аюрведического трактата «Аштанга-хридайам» на русском языке (в переводе Светланы Межаковой), материалы по самоосознанию, науке о душе, ведической литературе и культуре, психическому здоровью, воспитанию детей, информацию о наших поездках, обучении, консультациях и т. д.

Для получения информации о новых публикациях на нашем сайте по электронной почте вы можете оформить подписку: на компьютере — на главной странице сайта (слева, под Меню); с мобильного — нажмите значок Меню, внизу списка в специальном поле введите адрес электронной почты.

Все наши статьи вы найдете в Библиотеке.

Происхождение Аюрведы: 2 комментария

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s