Этнические группы Непала (Часть 1). Бахун и Чхетри

В Непале проживает огромное количество народностей. Это своеобразный калейдоскоп лиц и обычаев. Постепенно буду рассказывать о самых многочисленных этнических группах этой небольшой горной страны, мекки «горняков» — любителей Гималаев (альпинистов и походников-трекеров).

Бахун и Чхетри. Эти сословные группы, последователи ведической культуры, доминируют в районах среднегорья, составляя 30% населения страны. Несмотря на то, что система сословий (варн) была официально отменена в Непале в 1963 году, эти две группы представляют собой два высших сословия — священников (брахманов) и правителей (кшатриев). Когда-то они играли важную роль в суде и армии правителя королевства Горкхи, за что им были пожалованы земельные наделы. Их язык — хаса кура — стал национальным языком Непала. Высокое положение в системе сословий дало им возможность и сейчас представлять подавляющее большинство в правительстве страны.

В давние времена многие из них были сборщиками налогов, а в настоящее время являются ростовщиками и имеют большую власть. Вне долины Катманду большинство представителей этих групп — простые крестьяне, ничем не выделяющиеся среди других народностей. Бахуны отличаются большей ортодоксальностью, чем другие непальские последователи ведической культуры, что иногда приводит к трудностям в отношениях с «неприкасаемыми» западными туристами. Многие из них — вегетарианцы, не употребляют алкоголь. Браки заключаются только внутри сословия.

Мужчин обеих этнических групп можно опознать по священному шнуру — джанай, которую они носят, пропуская через плечо под руку. Джанай является символом дваждырожденных, то есть представителей трех высших сословий (варн) ведического общества: брахманов (священников), кшатриев (правителей, воинской элиты) и вайшьев (земледельцев, торговцев, ростовщиков), — получивших посвящение, означающее формальный допуск к изучению Вед. Три нити, из которых сплетен шнур, символизируют тело, речь и ум человека. На ритуал первого повязывания священного шнура приглашаются родственники и единоверцы.

Священный шнур меняется раз в год — во время фестиваля Джанай-Пурнима. Этот фестиваль посвящен чествованию Господа Шивы, он проходит перед полнолунием в месяце Шравана (июль-август). Во время фестиваля совершаются ритуальные омовения, очищающие от грехов. Центром праздника являются озера Госаикунд, расположенные на высоте около 4 300 м, также храм Шивы — Кумбешвар Махадев — в Патане.

Автор статьи — Светлана Межакова©. При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна. 

_______________________

Все наши статьи вы найдете в Библиотеке. Чтобы быть в курсе наших новостей, подписывайтесь на наш Телеграм-канал или вступайте в нашу группу во ВКонтактеДля получения наших публикаций по электронной почте можно оформить подписку: на компьютере — слева, под Меню; со смартфона — нажмите значок Меню, внизу списка введите в поле адрес электронной почты.

Расписание поездокКонсультации и марафоныКонтактыДистанционное обучение Аюрведе.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s