Этнические группы Непала (Часть 2). Таманги

Краеугольным камнем непальского образа жизни являются требования семьи, этнической группы и сословия. Тот, кто пытается разорвать эти вековые традиции, рискует быть изгнанным из семьи и сообщества. Конечно, в городах молодежь все больше подпадает под влияние западных ценностей и образа жизни, но подавляющее большинство непальцев живет в деревнях согласно традиционным обычаям и принципам.

Сегодня мы поговорим об образе жизни одной из самых многочисленных этнических групп Непала — о тамангах. Они живут в разных районах этой маленькой страны. А в регионе горного массива Лангтанг даже есть этнокультурный трекинговый маршрут, позволяющий увидеть жизнь тамангов изнутри.

Однажды мы ходили по маршруту в долине реки Анкху. Это совсем не туристический регион, настолько, что белых людей там почти никто не видывал и все жители приходили посмотреть на нас как на диковинку. Никаких гостевых домов там не было, и мы ночевали в домах местных жителей, ели с ними их простую пищу и играли с их детьми. Это был очень интересный опыт.

Говорят, что предками тамангов были торговцы лошадьми и кавалеристы из вторгшейся в Непал тибетской армии. Таманги отличаются независимым характером и недоверием к властям, возможно, вызванным тем, что в 19 веке они были отнесены к низшему сословию и подверглись жестокой эксплуатации, причем большая часть их земель была отдана другой этнической группе, с более высоким общественным статусом. В качестве подневольных работников они занимались в основном низкооплачиваемой работой, например переноской грузов, то есть были носильщиками.

В деревнях таманги, как и большинство других этнических групп Непала, до сих пор ходят в национальных костюмах. Мужчины носят длинную набедренную повязку, которая обвязана широким белым поясом, а сверху надевают рубашку и куртку из войлока. Голову они обматывают длинным шарфом красного цвета, который закрывает шею и свисает с плеча.

Женская одежда тамангов — кофта с длинным рукавом, несшитая юбка и накидка для холодного времени года. В качестве украшений женщины-таманги носят, как минимум, кольцо в носу и серьгу в виде цветка.

Молодые люди могут быть одеты в джинсы, но красный головной убор и сумку с традиционной вышивкой никто для них не отменял.

Горные деревни тамангов достаточно многочисленны, хотя и очень компактны. При этом архитектура домов и внешний вид деревень заметно отличаются, несмотря на то, что между ними может быть всего полчаса ходьбы. Украшают дома тоже по-разному, кто-то использует религиозные символы и флаги, а кто-то вырезает экзотических животных на деревянных балконах. В большинстве случаев дома стоят впритык, так что ни у кого нет никаких секретов от коллектива.

Дома строят вручную из камней, которые сначала приносят на себе от ближайших скал, а потом разбивают и придают им форму одинаковых кирпичей. Мини-улочки (проходы между домами) также выкладывают каменными плитками. Строительство обычно ведется всем миром.

Дома в основном двухэтажные, но внутренне убранство очень аскетичное. На первом этаже находится кухня и что-то типа наших деревенских сеней, где может храниться сено для домашних животных, там же могут располагаться куры. Обязательно в доме присутствует уголок с семейными фотографиями и изображениями божеств в зависимости от вероисповедания.

В кухне царит полумрак, очаг обычно устроен на полу, и весь дым остается внутри, потому что не во всех домах есть трубы. Кое-где печи сделаны во дворе. В кухне есть несколько полок с утварью, но все приготовление пищи, так же, как и ее прием происходит на полу.

На втором этаже обычно расположены одна-две жилые комнаты. В одном доме часто проживают несколько поколений: бабушки и дедушки, их дети и внуки, поэтому отдельная комната для какого-то члена семьи — явление редкое. В комнате нет никакой особой мебели, может быть сколочена кровать, больше похожая на нары, а если семья с достатком, то может быть телевизор. Жилые комнаты также могут использоваться в качестве склада для собранного урожая.

В некоторых деревнях до сих пор нет туалетов. В последние годы власти и волонтерские организации проводят программу «Туалет в каждый дом» и ставят эти заведения хотя бы одно на деревню. Но все деревни еще не удалось охватить, так что естественные нужды справляются в полях, кустах, лесах.

Водопровода в домах тоже нет, в деревнях обычно устроено несколько колонок. Здесь можно помыть посуду, постирать, помыться самому, а также набрать питьевую воду и поболтать с соседями. В горах много чистых рек и водопадов, поэтому стирать и мыться можно и в них.

Что еще есть в деревнях? Скромные лавочки-магазины, в больших деревнях есть школы. Ну и, конечно же, храмы. Что касается религиозных убеждений тамангов, то здесь все очень разнообразно. В предгорных районах живут, в основном, индуисты, поэтому здесь можно встретить небольшие храмы (мандиры), внутри которых обычно находится то или иное божество.

Повыше, в горах, живут буддисты, поэтому здесь много ступ (чортенов). Обычно они установлены на тропах, возле источников воды, а то и прямо в полях и огородах.

В одной деревне мы увидели симпатичную ступу, которая указывала путь в старинный буддийский монастырь Orgyen Tashi Chhoiling с красивым алтарем и большой библиотекой, в котором есть лама-настоятель, но только вот монахи, по его словам, разъехались на заработки.

А еще в этот горный регион каким-то образом дошли миссионеры-евангелисты, так что помимо буддийских монастырей здесь можно увидеть и церкви. Однако здесь нет такого, что одна деревня — буддийская, а другая — христианская и т. д. В одной деревне проживают представители всех религий. Евангелистские церкви в горах Непала внутри больше напоминают сельские клубы. Там нет никаких божественных изображений, присутствуют какие-то музыкальные инструменты и подушки, на которых можно сидеть во время службы.

Что касается медицинских учреждений в непальских горных деревнях, то это явление крайне редкое. В большинстве случаев в одной из деревень района есть какой-нибудь врачебный кабинет, но, чтобы попасть в него, иногда приходится идти полдня, а то и больше, по горным тропам. За более серьезной медицинской помощью надо отправляться в город.

В одной из деревень мы застали врачей-волонтеров из Сингапура, Швейцарии и еще каких-то стран. Они прилетели на вертолете, чтобы провести осмотр жителей ближайших деревень. Возле церкви были установлены смотровые тенты, а со всей округи (до одного дня ходьбы) сюда собрались люди, желающие попасть на прием к врачу. Тех, кто не мог ходить, члены семьи приносили на руках. В ожидании докторов женщины сидели на поляне, а дети играли в разные игры.

Вот так просто до сих пор живут в нашем мире многие люди, но при этом они всегда улыбаются и излучают радость и счастье!

Автор статьи — Светлана Межакова©. При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна. 

_______________________

Все наши статьи вы найдете в Библиотеке. Чтобы быть в курсе наших новостей, подписывайтесь на наш Телеграм-канал или вступайте в нашу группу во ВКонтактеДля получения наших публикаций по электронной почте можно оформить подписку: на компьютере — слева, под Меню; со смартфона — нажмите значок Меню, внизу списка введите в поле адрес электронной почты.

Расписание поездокКонсультации и марафоныКонтактыДистанционное обучение Аюрведе.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s