В статье «Аюрведическое лечение: Шодхана и Шамана» мы говорили о том, что есть две основные категории аюрведического лечения — очищение (шодхана) и успокоение (шамана). Каждая из этих категорий включает как внутренние, так и внешние методы лечения.
Термины «внутреннее» и «внешнее» означают, является ли очищение внутренним или оно воздействует на поверхность тела, как, например, прижигание. Не имеет значения, являются ли предварительные процедуры (например, масляный массаж) внутренними или внешними: конечное очищение от этих «внутренних» процедур происходит внутри тела, поэтому они классифицируются как внутренние.
В этой статье мы рассмотрим, какие процедуры относятся к внутреннему и внешнему очищению (шодхана).
ВНУТРЕННЕЕ ОЧИЩЕНИЕ (ШОДХАНА)
1. Пурвакарма: действия, предшествующие очищению.
1.1. Внутренняя Снехана, промасливание (прием внутрь лекарственного гхи (топленого масла) или растительного масла).
1.2. Внешняя Снехана, промасливание (наружное применение растительного масла). Включает специальные формы снеханы:
- Абхйанга (масляный массаж всего тела)
- Широбхйанга (втирание растительного масла в кожу головы).
- Падабхйанга (втирание растительного масла в подошвы стоп).
- Широдхара (непрерывное поливание лечебного масла на лоб).
- Широбасти (масляная ванночка для головы или кожи головы).
- Нетра-басти (ванночка с гхи для глаз).
- Кати-басти (масляная ванночка на пояснично-крестцовый отдел).
- Карна-пурана (заполнение ушей растительным маслом).
- Набхи-пракшепа (непрерывное поливание лечебного масла на пупок).
1.3. Сведана (пропаривание и другие процедуры, вызывающие потоотделение).
- Агни-сведана — прямое воздействие внешнего источника тепла, в т. ч.:
- Тапах-сведана — нахождение под палящим солнцем или рядом с огнем.
- Драва-сведана — использование горячей воды.
- Авагаха — ванная.
- Паришека — горячий душ.
- Бхашпа-сведа (включая нади-сведа, местно) — паровая баня.
- Рукша-сведа — применение сухого тепла, включая горячие камни, мешочки с песком или электрогрелку и т. п.
- Упанага-сведа — подогретые или приготовленные компрессы или паста.
- Пинда-сведа — горячие мешочки.
- Анагни-сведана — без прямого воздействия внешнего источника тепла, в т. ч.:
- Вйайама — упражнения.
- Ушна-садана — нахождение в теплом доме.
- Гуруправарака — укрывание одеялами.
- Кшудха — воздержание от приема пищи.
- Мадйа-панам — употребление вина или алкогольных напитков.
- Бхайа — вызывание страха.
- Кродха — вызывание гнева.
- Упанага — применение сырых паст из согревающих растений (имбирь, горчица и т. д.).
- Мушти-йуддха — бокс.
- Атапа — пребывание на солнце.
- Маитхуна — половой акт.
- Нагна-алингана — прямой контакт с кожей другого человека или объятия без одежды.
1.4. Другие распространенные меры Пурвакармы:
- Дипана (разжигание агни).
- Пачана (сжигание амы).
- Удвартанам (нанесение на тело сухого порошка).
- Уддхуланам (нанесение травяной пасты или мази, втирание в направлении, обратном росту волос на теле).
- Гандуша (удерживание травяного отвара или лечебного масла во рту, полоскание ротовой полости).
- Кавала (полоскание горла).
- Лепана (наружное открытое нанесение травяных паст на определенную область).
- Алепана (наружное открытое нанесение травяных паст на все тело, например грязевая ванна).
- Вештана (наружное закрытое нанесение травяных паст, т. е. сверху накладывается повязка).
- Анджана (специальная растительная подводка для глаз, наносимая на веки или ресницы).
- Мардана (массаж с применением глубокого надавливания).
- Пидана (точечный массаж, при котором для надавливания используется тупой предмет, например кулак или локоть).
- Трасана (контр-раздражение или контр-шок, например натяжение волос или щекотка).
- Танматра-чикитса (терапия пяти чувств) — шабда, спарша, рупа, раса, гандха.
- Мантра-чикитса (звукотерапия).
- Марма-чикитса (исцеляющее прикосновение к энергетическим точкам).
- Варна-чикитса (цветотерапия — воздействие разных цветов).
- Раса-чикитса (вкусовая терапия с использованием продуктов и трав).
- Гандха-чикитса (ароматерапия — нанесение эфирных масел).
2. Панчакарма: очищающие процедуры.
- Вамана (рвотная терапия) — главным образом при кафа-заболеваниях.
- Виречана (очищение тонкого кишечника с помощью слабительного) — главным образом при питта-заболеваниях.
- Басти (лечебные травяные клизмы с маслом или без) — главным образом при вата-заболеваниях.
- Насйа (назальное введение трав или лечебных масел) — приводит в равновесие прану и выводит остатки дош.
- Ракта-мокша (кровопускание) — для определенных питта- и ракта-заболеваний (заболеваний крови).
- 3. Пашчаткарма: действия, следующие за очищением.
- Ахара (диетическая терапия) — основанная на постепенном разжигании агни, включающем использование жидкой каши (супа) и легко усваиваемых продуктов:
- Манда (очень жидкая каша, бульон).
- Пейа (жидкая каша).
- Вилепи (более густая каша).
- Акрита-йуша (суп без специй).
- Крита-йуша (суп с обжаренными специями).
- Одана (рис).
- Вихара (терапия образа жизни):
- Кайика (физическая терапия, физические упражнения и йога-асаны).
- Вачика (речевая терапия, повторение мантр, священные песни и исцеляющие звуки).
- Манасика (ментальная терапия, такая как созерцание и позитивные утверждения (аффирмации), чтобы сформировать правильное внимание и намерение).
- Расайана (омолаживающая терапия):
- Специальная расайана для дош, тканей (дхату), отходов жизнедеятельности организма (мала) и органов тела.
- Ваджикаранам (афродизиаки, поддержание или восстановление репродуктивной способности и половой силы).
- Прайогика насйа (специальное назальное введение лекарственных средств).
- Дхумана (вдыхание травяных смесей).
Обратите внимание, что все описанные выше процедуры могут включать использование профилактических мер. Обычно сюда относится йога, диетические методы лечения и расайана (омолаживающая терапия) для конкретной ткани (дхату), которая повреждена каким-либо дисбалансом.
ВНЕШНЕЕ ОЧИЩЕНИЕ (ШОДХАНА)
- Кшара-карма (прижигание).
- Шастра-карма (вскрытие с помощью хирургических инструментов и дренаж абсцесса, удаление опухоли или омертвевшей ткани).
- Агни-карма (применение тепла для «клеймирования», т. е. нечто типа прижигания, а также местное поверхностное использования разогревающих трав).
- Пралепа-карма (частое наложение травяной пасты или припарки, компресса).
Автор статьи — Светлана Межакова©. При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна. При написании статьи использовались материалы из «Аштанга-хридайам», учебника Васанта Лада «Textbook of Ayurveda» и др. аюрведических источников, а также материалы, полученные в процессе обучения в аюрведических клиниках.
_______________________
Все наши статьи вы найдете в Библиотеке. Чтобы быть в курсе наших новостей, подписывайтесь на наш Телеграм-канал или вступайте в нашу группу во ВКонтакте. Для получения наших публикаций по электронной почте можно оформить подписку: на компьютере — слева, под Меню; со смартфона — нажмите значок Меню, внизу списка введите в поле адрес электронной почты.
Расписание поездок. Консультации и марафоны. Контакты. Дистанционное обучение Аюрведе.