Четыре столпа аюрведического лечения. Часть 4. Лекарство

Третьим важным столпом лечения (чикитсы) является лекарство. В «Аштанга-хридайам» (1.1.28б) сказано: «Имеющее множество форм, обладающее многими качествами, лишённое недостатков, подходящее — таковы четыре качества лекарства».

Сушрута описывает характеристики хорошего лекарства следующим образом. Растение, использующееся для его приготовления, должно быть выращено на хорошей почве и собрано в правильный день. Лекарство следует давать в правильной дозе, в надлежащее время, после должного размышления. Оно должно быть приятным для употребления, а также должно иметь соответствующий запах, вкус и внешний вид. Лекарство должно убирать избыток дош, повреждение тканей, обеспечивать выведение отходов тела, не вызывать упадок сил и не ухудшать настроение. Даже назначенное неверным способом оно не должно вызывать осложнений.

Чарака говорит о следующих качествах лекарства. Первое — достаточное количество. То есть лекарство, обладающее хорошими качествами, но имеющееся в недостаточном количестве, не приносит успеха в лечении. Второе — способность бороться с недугом. Третье — наличие множества форм, так как те или иные пациенты могут иметь отвращение к каким-то определенным формам лекарства. Четвёртое качество — обладание хорошими свойствами, то есть не заражённое гельминтами, не разбавленное водой и т. д.

Итак, лекарство должно быть свежим и действенным (оказывать лечебный эффект), с надлежащими вкусом (расой), энергией (вирйей), эффектом после переваривания (випака) и особым эффектом (прабхавой). Оно должно подходить пациенту в зависимости от заболевания, места жительства, времени, выведенных из равновесия дош, поражённых тканей, конституции тела, возраста, силы и т. д.

Если свежая форма недоступна (например свараса, свежий сок), можно использовать порошки (чурна), таблетки, отвары, лекарственное гхи или растительные масла и т. д. Изобилие лекарственных форм позволяет выбрать наилучшую из них в зависимости от болезни, пракрити человека, его возраста и т. д.

Растительное сырьё для лекарств должно быть органически выращенным в подходящем месте, а также правильно собранным в надлежащее время. Вагбхата говорит, что сырьё для лекарств нужно собирать в чистом месте, на хорошей земле, избегая кладбищ, святых мест, расщелин в земле, муравейников и т. д. Лекарства должны быть правильно приготовлены, их следует хранить должным образом и правильно принимать в надлежащее время.

Упакованные растительные средства нужно закупать у признанных поставщиков, на упаковках должен быть указан срок годности. Если срок годности лекарства истёк год назад, оно может не дать правильного результата. Растительные лекарственные средства не должны быть испорчены насекомыми или каким-либо другим образом, а также не должны содержать химические консерванты или остатки пестицидов. Только чистые лекарства дадут правильный результат.

Также, лекарства должны быть легкодоступны. Если в месте, где мы живём, невозможно достать по доступной цене индийские лекарства, то знания о них бессмысленны. В идеале необходимо знать подходящие заменители недоступных растительных средств. Однако, несмотря на то, что в аюрведических текстах говорится, что лекарства должны быть доступны на местном уровне, следует убедиться, чтобы доступные растительные средства являлись подходящими заменителями индийских растительных средств, которые традиционно используются и описываются в аюрведических текстах. В идеале они должны иметь аналогичные вкус (расу), энергию (вирйу), эффект после переваривания (випака) и другие качества, а также сродство с теми же органами, системами и тканями тела.

В «Аштанга-хридайам» (1.1.25а) говорится: «Лекарства бывают двух видов: шамана, то есть те, что способствуют очищению, и шодхана, то есть те, что успокаивают (болезнь)».

Шодхана-лекарства выводят разбалансированные доши наружу, таким образом облегчая течение болезни. Шамана-лекарства приводят доши в равновесие, не выводя их из тела. Также лекарства можно классифицировать как: облегчающие (лангхана, или апатарпана) и питающие (бримхана, или самтарпана). Лангхана делится на два вида: шодхана и шамана. Бримхана является преимущественно шамана, успокаивая вата-дошу и питта-дошу.

Автор статьи — Светлана Межакова©. При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна. При написании статьи использовались материалы из «Аштанга-хридайам», учебника Васанта Лада «Textbook of Ayurveda» и др. аюрведических источников, а также материалы, полученные в процессе обучения в аюрведических клиниках.

Все наши статьи по Аюрведе вы найдете в Библиотеке знаний нашего сайта.

Присоединяйтесь к нашему обучению Аюрведе, поездкам на Панчакарму, расписание вы найдете здесь.