Расайана-чикитса — омолаживающая (восстанавливающая) терапия. Часть 2. Применение

После того как проведена необходима подготовка тела путем шодханы и (или) шаманы, можно переходить к расайане — восстанавливающим (омолаживающим) средствам и методам (внутренним и наружным).

Расайаной может быть вещество, питание человека, его поведение (то, как он ходит, разговаривает) и образ жизни. Слово «расайана» имеет особое значение. «Раса» переводится как «вкус» и «плазма», а «айана» означает «входить, проникать». Поэтому расайана означает «что-либо, что проникает в раса дхату (плазму) и улучшает питание тканей». Расайана главным образом применяется для питания раса дхату (плазмы). И, так как все остальные ткани образуются последовательно из раса дхату, получается, что, питая эту первую ткань, мы обеспечиваем питанием и все остальные ткани.

В этом отношении важным фактором является вкус (раса) пищи или лекарственных средств. Некоторые растительные средства непосредственно проникают в раса дхату и перемещаются по шротамси (каналам) в другие ткани (дхату), где разжигают соответствующие дхату агни. Эти расайана-средства не только питают дхату, но также восстанавливают, регенерируют и омолаживают любые повреждённые ткани. Аюрведические расайаны зачастую назначаются для конкретной ткани или конкретного канала, но их можно использовать и для омоложения всех тканей тела.

Расайана всегда выбирается в зависимости от состояния дош человека, имеющегося заболевания и необходимости укрепления одного или нескольких телесных каналов, а также дхату, с которыми они связаны. Некоторые расайана-средства являются сверхсекретными формулами, используемыми в различных школах Аюрведы, и они применяются не только для омоложения тела, но также действуют как средства спасения жизни. Чаще всего эти особые лекарственные средства применяются в течение очень короткого срока и в небольших количествах, поэтому риск токсичности значительно снижается. Если расайана выбрана правильно, она может дать человеку здоровье, которое является общим движением жизни, с осознанностью, свободой и блаженством.

Расайана души и ума. Даже отношения могут забиваться, переполняться и застаиваться от неразрешённых эмоций. Почему это происходит? Токсины в уме, называемые ментальной амой, вызывают суждение, выводы, критику, обиды, боль, оскорбление, лесть и т. п. Эти психологические токсины также необходимо устранить с помощью аюрведического консультирования или панчакармы. Затем можно сделать брахма-расайану, это расайана для ума и сознания, куда входит медитация, саттвичное питание и нахождение здесь и сейчас (осознание каждого момента), что наделяет человека разумом и спокойствием.

Термин «атма расайана» означает «омоложение души (своего «я»), самоосознание (осознание своего «я», души), самодостаточность и удовлетворённость». Он применяется ко всем, независимо от того, богат человек или беден, состоит в отношениях или нет. Где бы то ни было, человек всегда счастлив, умиротворён и удовлетворён. Нет и тени того, что могло бы быть или должно было бы быть. В этом состоянии, когда мы остаёмся один на один с тем, что есть, невинное лицо ребёнка или даже сухой лист на земле выглядят совершенно красивыми. Быть в таком состоянии осознанности — лучшая расайана для ума.

Чтобы расайана-терапия дала хорошие результаты, согласно «Аштанга-хридайам» (6.39.177–181), необходимо соблюдать определенные условия.

Тот, кто говорит правду, не впадает в гнев, задействует свои органы чувств (и разум) в стремлении познать душу и т. д., спокоен и всегда занимается только добрыми делами, подходит для прохождения нитйа-расайаны, то есть повседневной омолаживающей терапии.

Наделенный этими качествами человек, используя омолаживающие средства, освобождается от рабства постоянного перерождения (колеса сансары, круговорота рождения и смерти), а продолжительность его текущей жизни, а также следующих, если они все еще ему положены по карме, увеличивается.

Для проведения расайана-терапии должны использоваться только те омолаживающие средства, которые легкодоступны, дают хороший результат, соответствуют возрасту человека. Если средство, пусть даже и дающее хороший результат, очень трудно достать, тогда нет необходимости прилагать усилия, что искать и применять его.

Омолаживающая терапия завершается, когда человек погружается в деятельность, предписанную Священными Писаниями, начинает понимать чувства ближнего, и его ум может противостоять натиску объектов органов чувств, то есть ум способен держать чувства под контролем.

Если вследствие нарушения правил проведения омолаживающей терапии возникают какие-то осложнения (заболевания), их следует лечить подходящим образом, приостановив использование омолаживающих средств.

Во время проведения расайана-терапии необходимо снизить употребление острой, солёной и кислой пищи, избегать комбинаций несовместимых продуктов, дневного сна, алкоголя, слишком продолжительного пребывания на солнце, напряжения и стрессов.

Правильно используя расайану, человек будет наслаждаться каждым моментом своей жизни с глубокой осознанностью, радостью и ясностью в отношениях.

Автор статьи — Светлана Межакова©. При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна. При написании статьи использовались материалы из «Аштанга-хридайам», учебника Васанта Лада «Textbook of Ayurveda» и др. аюрведических источников, а также материалы, полученные в процессе обучения в аюрведических клиниках.

Присоединяйтесь к нашему обучению Аюрведе, расписание вы найдете здесь.

Все наши статьи по Аюрведе вы найдете в Библиотеке знаний нашего сайта.