Все мы по-разному реагируем на стрессовые ситуации. И причин тому достаточно много. В этой статье речь пойдет об одной из них, а именно о таком качестве, как жизнестойкость, или стрессоустойчивость, психологическая живучесть, установка на выживаемость.
Жизнестойкость — это такая система представлений человека о мире и о себе самом, которая помогает ему справляться с тревогой, преодолевать стрессы, сохраняя при этом внутренний баланс и гармонию, преобразовывать трудности в возможности, выбирать свое будущее. Вообще слово «жизнестойкость» стало у нас аналогом английского слова hardiness. На самом деле его можно перевести по-разному: выносливость, стойкость, закалка, крепость, отвага, устойчивость, смелость, неустрашимость, дерзость, безрассудство, напористость, наглость и т. п.
ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ЛЮДИ С НИЗКОЙ И ВЫСОКОЙ ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬЮ? Для человека со слабой жизнестойкостью стрессовая ситуация становится проблемой, а порой даже трагедией, катастрофой, которая перечеркивает всю его прошлую жизнь, все достижения. Он расстраивается, впадает в депрессию, опускает руки, теряет смысл жизни, начинает пить, принимать наркотики и т. д.
Приведу пример из жизни. Мама одного моего друга, когда ее муж умер от рака, решила, что жить ей больше незачем. Руки она на себя в прямом смысле не наложила, но сделала это косвенно. И сколько ее ни пытаются вернуть в жизнь, ничего не помогает. А усилия прилагают и дети, и внуки, и друзья, и родственники. Но она не выходит из дома, не моется, ночи напролет сидит за компьютером, раскладывая пасьянс, не вынимая сигарету изо рта. Конечно, о ней не перестали заботиться, но сама она ничего делать не хочет. При этом все у нее в порядке с умом и памятью, она не в старческом маразме, не страдает болезнью Альцгеймера. Но она не живет, а доживает — и так уже лет пятнадцать.
А вот как ведут себя в стрессовой ситуации люди с высокой жизнестойкостью. Для них это новый опыт, новые возможности, шанс проявить и испытать себя в новых условиях жизни, вызов, борьба, личностный рост. Они чувствуют себя здоровее, чем когда-либо. Укрепляют отношения с близкими. В работе становятся более эффективными, выдвигают ценные идеи. Если необходимо, без труда находят другую работу. Или открывают собственное дело. Такие люди в любых условиях стараются строить отношения на основе взаимопомощи, поддержки, сотрудничества. На перемены они смотрят как на задачи, требующие решения. И понимают, что на жизненном пути могут быть как взлеты, так и падения. У них широкое видение ситуаций, гибкое и креативное мышление. Они стараются извлечь из стрессовых ситуаций максимальную пользу для своего роста.
Жизнестойкие люди осмысливает свою жизнь, считают ее интересной, эмоционально насыщенной. Они удовлетворены и своим прошлым, и настоящим. Активны и целеустремлены. Включены в жизненные события, владеют ситуацией, следят за своим здоровьем. Адекватно управляют своими эмоциями. Способны не только сохранять веру в себя, в свои силы, в положительный исход ситуации. Они умеют грамотно применять свои навыки и способности, трансформировать свои установки, основываясь на полученном опыте. В общем, они психологически благополучны и по жизни идут более успешно.
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ СКЛАДЫВАЕТСЯ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ КОМПОНЕНТОВ. Первый компонент — вовлеченность. Это включенность человека в события своей жизни, в свою деятельность, получение удовольствия от этого. Это безусловное принятие на себя обязательств в отношении собственной жизни. Это уверенность в том, что даже в неприятных и трудных ситуациях и отношениях лучше оставаться вовлеченным: быть в курсе событий, в контакте с окружающими, отдавать по максимуму свои усилия, время и внимание происходящему. Вовлеченный в свою жизнь человек становится более защищенным. Противоположностью вовлеченности является отчужденность. Отчужденные люди замыкаются в себе, им ничего не интересно, в итоге они во многом проигрывают.
Второй компонент — контроль. Это убежденность в том, что всегда можно и всегда эффективнее стараться повлиять на исход событий. Как говорится, карма кармой, но собственные усилия никто не отменял. Это понимание того факта, что если ситуацию нельзя изменить, то нужно принять ее как есть, пересмотреть свое отношение к ней, произвести переоценку. Противоположность контроля — это беспомощность. Беспомощные люди в ситуации стресса опускают руки, ничего не делают, ждут, когда все само рассосется. Если дело касается болезни, то такое поведение может привести к ее запущенности.
Третий компонент — принятие риска, вызова. Это вера в то, что стрессы и перемены — естественная часть жизни. В то, что любая ситуация — это как минимум ценный опыт, который поможет развить себя и углубить свое понимание жизни. Обратите внимание, что риск здесь не подразумевает крайности — экстремальные виды спорта или популярные нынче экстремальные селфи.
Кстати, совсем недавно видела, как одна девушка под сильнейшим ветром умащивалась на узенькие, всего 10 см шириной, перильца ограждения над пропастью, подняв туда и ноги. При этом одной рукой она придерживала развевающуюся юбку, стремящуюся накрыть ее лицо и голову. И все это только для того, чтобы заинстаграмиться и обскакать какую-нибудь «звезду» соцсети по лайкам и подписчикам. В общем, это не про этот риск. Принятие риска подразумевает определенную разумность. Противоположность принятия риска — ощущение угрозы. А угроза сопровождается тревогой и прочими неприятными последствиями.
Помимо трех приведенных качеств, жизнестойкость определяется также сотрудничеством, доверием и креативностью.
КАК ОБРЕСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ? Конечно, есть определенные врожденные факторы, влияющие на это качество. Но это не означает, что его нельзя культивировать.
Для развития компонентов жизнестойкости особенно важны первые годы жизни, дошкольный возраст. В подростковом возрасте жизнестойкость либо стабилизируется, либо ухудшается, если стрессовые воздействия достаточно сильные. Решающим фактором в развитии жизнестойкости, конечно же, выступают детско-родительские отношения. Например, для развития вовлеченности важны принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей. Для развития компонента контроля нужна поддержка инициативы ребёнка, его стремления справляться с задачами возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска необходимо богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.
Результаты исследований показывают, что РАЗВИТИЮ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СПОСОБСТВУЮ СЛЕДУЮЩИЕ ФАКТОРЫ:
— Стрессы в раннем детстве. Это могут быть серьезные болезни ребенка или его близких, материальные трудности, разводы родителей, частые переезды и пр. Звучит это, конечно, удивительно, но такие ситуации закаляют личность, человек становится более адаптивным и приспособленным к разным ситуациям. Опять же, никто не говорит, что надо такие стрессы специально ребенку устраивать. Это просто констатация фактов: если такое событие имело место — жизнестойкость ребенка повышается.
— Родительское влияние: поддержание высоких стандартов и ценностей в ребенке, воспитание уверенности, формирование чувства собственной значимости. Обратите внимание, что это не имеет отношения к формированию нарциссической позиции, когда в семье из ребенка делают кумира со всеми вытекающими. Здесь речь о другом — о развитии в ребенке разных способностей и талантов. Важно, чтобы ребенок многое попробовал и научился во многом самостоятельности. Его нужно приучать независимо мыслить, принимать решения, не бояться ошибок, но опасаться бездействия. Кроме того, близкие (значимые) взрослые должны развивать в ребенке ощущение предназначения в жизни.
Жизнестойкие дети ведут себя непринужденно в обществе как сверстников, так и взрослых. Они уверенны в себе и самодостаточны. Умеют преодолевать трудности. Независимы, но прислушиваются к мнению взрослых. Способны выстраивать дружеские отношения. Стремятся к достижениям. Мотивированны на успех.
А теперь посмотрим на ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ. Это недостаток поддержки ребенка со стороны родителей и близких людей. Недостаток вовлеченности, отчужденность от значимых взрослых. Тяжелые психические травмы, сексуальное и физическое насилие в детстве, ужасные жизненные условия и т. п. Если родители не формируют у ребенка чувство предназначенности, видения будущего, жизненных целей, мечты, то у него появляется безнадежность, он не понимает, для чего живет.
А ЧТО, ЕСЛИ В ДЕТСТВЕ ЖИНЕСТОЙКОСТЬ НЕ БЫЛА СФОРМИРОВАНА? А ничего страшного. Во взрослом возрасте ее можно культивировать в себе самостоятельно. Для этого необходимо учиться глубокому пониманию жизненных процессов. Развивать в себе оптимистичный взгляд на происходящее — стараясь в любой ситуации находить плюсы. Избавляться от слабости, уныния, отчаяния. Проявлять инициативу и настойчивость. Хорошо заниматься благотворительностью, участвовать в волонтерских проектах, быть открытым в общении. Помогая людям, попавшим в сложные жизненные ситуации, мы начинаем лучше осознавать собственные возможности, а значит, развиваем в себе жизнестойкость. Есть также специальные тренинги жизнестойкости. Их проводят как для школьников, так и для взрослых. Хорошо помогает духовная практика.
В заключение хочу попросить вас, друзья, подумать, насколько вы жизнестойкий человек. Как реагируете на стрессовые ситуации. Посмотрите на свое ближайшее окружение, наверняка в нем найдутся как жизнестойкие люди, так и не очень. С жизнестойких мы можем брать пример, а тем, у кого с жизнестойкостью проблемы, можем предложить свою помощь и поддержку.
Один из ярких современных примеров жизнестойкости — Ник Вуйчич. Можете посмотреть какое-нибудь видео с его участием, например «Как я справился с унынием» или «Цирк бабочек».
Будьте жизнестойкими и счастливыми!
Автор статьи — Светлана Межакова©. При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна.
_______________________
Все наши статьи вы найдете в Библиотеке. Чтобы быть в курсе наших новостей, подписывайтесь на наш Телеграм-канал или вступайте в нашу группу во ВКонтакте. Для получения наших публикаций по электронной почте можно оформить подписку: на компьютере — слева, под Меню; со смартфона — нажмите значок Меню, внизу списка введите в поле адрес электронной почты.
Расписание поездок. Консультации и марафоны. Контакты. Дистанционное обучение Аюрведе.