Теория Пяти Элементов: Эфир, или пространство (акаша)

Думая об открытом космосе, чаще всего мы представляем себе огромное, открытое и абсолютно пустое ничто. Однако это ничто является частью пространства. Без него не может существовать ни один объект во вселенной, ни один процесс. В цепочке развития материи эфир, или пространство, стоит на первом месте. Это самый тонкий элемент, он служит средой, в которой проявляются остальные четыре элемента. Эфир (пространство) является основной потребностью клеток тела.

Акаша — это мистическое слово, означающее «всеобъемлющий, всепроникающий, всемогущий, всезнающий, вездесущий», а также «пространство» и «звук». Всепроникающий эфир является общим фактором или домом для всех объектов вселенной, это пространство, где пребывает всё сущее, где разворачиваются взаимоотношения между объектами мироздания. Пространство даёт нам возможность воспринимать объекты внутри поля нашего восприятия. Пространство обширно и стремится к расширению.

Поскольку эфир (пространство) — это абсолютная пустота (полное отсутствие объектов), одним из его основных качеств является непротивление. Когда он существует сам по себе, в нём нечему сопротивляться. Способность вибрировать, издавать звук — второе основное качество эфира.

Этот элемент не может быть воспринят непосредственно. Это нечто неограниченное, вечное и всеобщее, так что его невозможно измерить. Эфир не имеет составных частей, и его существование не зависит ни от какого другого вещества. Он не имеет формы, поэтому у него нет цвета. Его невозможно ощутить, но он может быть определён как качество звука. Он вездесущ в том смысле, что он безразмерный, и его качество звука ощущается повсюду.

Мы знаем, что звук распространяется внутри пространства. Но то, что звук рождается в момент создания пространства, не так очевидно. При резком отделении частиц объекта друг от друга появляется звук. Возьмём, к примеру, спичку. Когда мы её ломаем, раздаётся хруст, когда мы чиркаем ею по спичечному коробку, слышится скрип. В обоих случаях частицы спички резко отделяются друг от друга, то есть между ними внезапно создаётся пространство. Ещё пример. Надувая воздушный шарик, мы уплотняем воздух внутри него. Если из надутого шарика начать выпускать воздух, будет слышен шипящий звук. Он возникает потому, что при выходе воздуха пространство между его частицами увеличивается.

Когда мы разговариваем, мы посылаем сжатый воздух сквозь голосовые связки и ротовую полость. Разные положения этих складок ткани и форма рта изменяют способность воздуха расширяться, то есть его частиц — удаляться друг от друга. Всё разнообразие звуков, которое мы можем издать, возникает в результате конкретных геометрических параметров пространства в гортани, носоглотке и ротовой полости.

При помощи звука плотник определяет качество дерева, его плотность или пористость. Чем более открытый и гулкий звук, тем больше пространства между волокнами древесины; и тем менее прочной она является. Ещё одна закономерность: чем больше масса, тем больше сопротивление звуку. Плотник может определить место нахождения деревянных подпорок в стене, простукивая её и слушая, где звук становится глухим.

Эфир (пространство) — это расстояние, отделяющие материальные предметы друг от друга, благодаря чему мы можем различать объекты.

Человек — микрокосм вселенной, поэтому внутреннее пространство нашего тела подобно космическому пространству, в котором небесные тела отделены друг от друга огромными расстояниями. В человеческом организме многие полости — во рту, в носу, в желудочно-кишечном тракте, в дыхательных путях, брюшная полость, полость грудной клетки, капилляров и тканей — всё это аспекты эфира (пространства).

Мы нуждаемся в пространстве, чтобы жить, двигаться, расти и общаться. В психическом отношении пространство даёт свободу, мир и расширение сознания. Оно ответственно за любовь и сострадание, а также за чувства отдалённости, изоляции, пустоты, отсутствия почвы под ногами, неуверенности, тревоги и страха.

Автор статьи — Светлана Межакова©. При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна. При написании статьи использовались материалы из «Аштанга-хридайам», учебника Васанта Лада «Textbook of Ayurveda» и др. аюрведических источников, а также материалы, полученные в процессе обучения в аюрведических клиниках.

_______________________

Все наши статьи вы найдете в Библиотеке. Чтобы быть в курсе наших новостей, подписывайтесь на наш Телеграм-канал или вступайте в нашу группу во ВКонтактеДля получения наших публикаций по электронной почте можно оформить подписку: на компьютере — слева, под Меню; со смартфона — нажмите значок Меню, внизу списка введите в поле адрес электронной почты.

Расписание поездокКонсультации и марафоныКонтактыДистанционное обучение Аюрведе.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s