Джанма-пракрити, генетическая или кармическая конституция

В Аюрведе есть такое понятие, как джанма-пракрити. Это генетическая конституция, которая определяется в момент зачатия. «Джанма» означает «рождение», под которым в Аюрведе понимается рождение нового сознания в момент оплодотворения. «Джанма» также означает «ген», поэтому джанма-пракрити — это генетический код, то есть сочетание соотношений трех дош — ваты, питты и кафы — матери и отца в момент зачатия ребенка.

Диета, образ жизни и психоэмоциональные факторы, влияющие на родителей в тот момент, также оказывают влияние на качества ваты, питты и кафы в их сперме и яйцеклетке. Например, зачатие происходит весной, которая является сезоном кафа-доши. То есть в это время естественным образом уровень кафы в сперме и яйцеклетке повышается. Однако в пракрити родителей кафа может и не являться преобладающей дошей. Если у обоих родителей преобладает питта-доша, ребенок, скорее всего, тоже будет питта. Если же у одного из родителей в конституции преобладает питта, а у другого — кафа, сезонное влияние, вероятно, приведет к тому, что у ребенка будет преобладать кафа-доша. Точно так же, летом питта высокая, поэтому сперма «заряжается» питтой, и, если в яйцеклетке преобладает питта, вероятно, что родится ребенок с питта-конституцией.

Есть известная сутра Ади Шанкарачарьи, в которой говорится, что все мы связаны кармой. Рождение и смерть — циклическое движение кармы, и эта кармическая сила влияет на астральное тело и причинное (кармическое, каузальное) тело человека. Джанма-пракрити основана на карме. Она отражает кармические влияния на конституцию наших физических, астральных, ментальных и каузальных тел. В момент оплодотворения, когда душа входит в плод, кармический импульс человека переходит из каузального тела в ментальное, астральное и физическое тела.

Причиной рождения и смерти является желание, и в матрице причинного тела есть скрытое желание родиться. Мы выбираем наших родителей посредством кармических связей, поэтому рождение в богатой семье — это кармический эффект; оно не находится в наших руках. Есть старая поговорка — «родиться с серебряной ложкой во рту». В настоящее время люди среднего класса могут позволить себе иметь серебряную ложку. У королевской семьи будет золотая ложка, поэтому ее члены «рождаются с золотой ложкой во рту». В наш век пластика некоторые люди «рождаются с пластиковой ложкой во рту».

Будет ли у человека пластиковая, серебряная или золотая ложка, определяется кармой. Закон кармы неизбежен. Пока наша санчита-карма (накопленная карма) не исчерпана полностью, мы не можем освободиться. Ади Шанкарачарья в «Бхаджа-говиндам» (стих 22) говорит: «Опять рождение, опять смерть; опять лежать в утробе матери».

Освобождение (мокша), то есть истинное просветление, приходит, когда семена нашей кармы обжариваются в огне медитации. Медитация — это осознанность. В пламени внимания могут быть обжарены все семена санчита-кармы, а обжаренные семена не прорастают.

Автор статьи — Светлана Межакова©. При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна. При написании статьи использовались материалы из «Аштанга-хридайам», учебника Васанта Лада «Textbook of Ayurveda» и др. аюрведических источников, а также материалы, полученные в процессе обучения в аюрведических клиниках.

Присоединяйтесь к нашему обучению Аюрведе, расписание вы найдете здесь.

Все наши статьи по Аюрведе вы найдете в Библиотеке знаний нашего сайта.