Расайана-чикитса — омолаживающая (восстанавливающая) терапия. Часть 13. Подбор расайана-средств при заболеваниях

Ранее мы говорили о подборе расайана-средства при отсутствии у человека серьёзных проблем со здоровьем.

Однако, если у человека уже есть заболевание, лучше использовать растительный состав в качестве расайаны, а не одно или два растения. Это относится к таким распространённым заболеваниям, как артрит, ревматизм, бронхит, астма и диабет, а также ко всем другим дисбалансам, достигшим четвёртой стадии развития болезни (стхана самшрайа). Обычно рекомендуется использовать три, четыре или более разных растений, а также анупану для доставки этих растений в глубокие ткани.

Сначала дайте одно растение для викрити-доши, которая сильнее всего разбалансирована. Это называется доша пратйаника, что означает «то, что соответствует (подходит) доше». Затем выберите растение, соответствующее болезни (вйадхи пратйаника). После этого выберите растение, соответствующее дхату, требующей лечения (дхату пратйаника). Наконец, ещё можно использовать растение, соответствующее основной доше в пракрити. Это должно быть конституциональное расайана-растение. Для усиления эффекта или для лечения любых других специфических факторов, таких как слабый орган или шротас, можно добавить больше растений.

Предположим, у человека слабая форма эпилепсии, что является заболеванием обострённой ваты в маджджа дхату. В качестве основного растительного средства можно использовать дашамулу или ашвагандху, чтобы успокоить вата-дошу. Наряду с ним можно использовать антиэпилептическое растительное средство в качестве вйадхи пратйаники, такое ​​как вача или джатамамси, а также брахми в качестве дхату пратйаники, так как это расайана-растение, соответствующее маджджа дхату. Наконец, можно добавить одно или несколько расайана-растений в соответствии с дошей, преобладающей в конституции человека.

Хотя это выглядит просто, аюрведическая гербология требует развития клинических навыков и выяснения полной картины личности. Только тогда мы сможем подобрать подходящий состав расайана-растений. Это аюрведическое искусство, показывающее, как думать, чтобы исцелить человека на уровне дош, на уровне дхату и на уровне болезни и восстановить сбалансированную пракрити.

Обратите внимание, что даже одно расайана-растение может сбалансировать одну дошу в течение одного сезона, и это может привести к чудесным изменениям. Принимая конкретную расайану, соответствующую доше и дхату, когда есть какая-либо слабая ткань, здоровый человек может поддерживать здоровье. Сложные составы используются только в том случае, если есть дисбаланс.

Васант Лад рассказывает такой случай. У женщины были повторные приступы астмы в весеннее время. Пока она принимала лекарства, большую часть года все её симптомы были подавлены. Однако с наступлением весны, когда всё вокруг зацветало, у неё начинались сильные приступы астмы. Обследовав её, Васант Лад обнаружил, что у неё давняя кхаваигунйа (слабое место) в лёгких. Даже если бы она проходила панчакарму перед каждой весной, не было бы никакой гарантии, что приступы не повторятся. В тот момент он вспомнил аюрведическую сутру: «Всегда давайте расайану слабым дхату (тканям), шротасу (каналу) или органу».

В данном случае у женщины слабыми органами были лёгкие, это означало, что ей необходима расайана-чикитса прана ваха шротаса. Васант Лад рекомендовал ей принимать лекарственное пиппали-молоко ежедневно натощак. Для его приготовления необходимо взять пять пиппали, положить их в смесь из ½ стакана молока и ½ стакана воды и кипятить до тех пор, пока половина жидкости не испарится. Каждый день количество пиппали должно увеличиваться на один, пока не достигнет двадцати одного. После этого необходимо ежедневно уменьшать количество пиппали на один, пока оно снова не дойдёт до пяти. Это называется вардхамана пиппали расайана.

Пиппали острый и согревающий, у него сладкий випака, поэтому он хорошо подходит для всех трёх дош. Он разжигает агни прана ваха шротаса и лёгких. Благодаря этой расайане женщина вскоре смогла наслаждаться весной без хрипов и астмы. Таков чудесный результат правильно применяемой расайана-чикитсы.

Используйте таблицы (приведенные в предыдущих статьях) в качестве руководства для подбора подходящей расайаны для каждой дхату. Выбирайте анупану (проводник), указанную для каждой ткани, чтобы доставить растение непосредственно в конкретную дхату и успокоить доши, указанные в скобках.

Автор статьи — Светлана Межакова©. При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна. При написании статьи использовались материалы из «Аштанга-хридайам», учебника Васанта Лада «Textbook of Ayurveda» и др. аюрведических источников, а также материалы, полученные в процессе обучения в аюрведических клиниках.

Присоединяйтесь к нашему обучению Аюрведе, расписание вы найдете здесь.

Все наши статьи по Аюрведе вы найдете в Библиотеке знаний нашего сайта.