АШТАНГА-ХРИДАЙАМ. Сутрастхана. Глава 1

СУТРАСТХАНА (Раздел об общих принципах)

Глава 1. Желание долголетия (айушкамийа)

Текст 1. Поклоны (намаскара)

«Поклоны Тому несравненному врачу, который уничтожил без остатка все болезни, такие как рага (страсть, желание) и т. д., которые постоянно связаны с телом (врожденные) и распространяются по всему телу, порождая безудержные желания, заблуждения и беспокойство».

Примечание: Все ведические тексты начинаются со вступления (мангалачарана) — выражения почтения, принесения поклонов Господу, учителям и т. п., призывания благословения, устранения препятствий. Под несравненным врачом здесь понимается Господь, потому что только Ему под силу справиться с этими болезнями. Термин «рага и т. д.» включает в себя вожделение, гнев, жадность, высокомерие, зависть, ненависть, страх и другие подобные чувства.

Текст 1а

«Мы сейчас подробно изложим главу Желание долголетия (айушкамийа), так, как она была поведана Атрейей и другими великими мудрецами».

Примечание: Своим заявлением «так, как она была поведана Атрейей и другими великими мудрецами» Вагбхата, автор этого трактата, хочет показать читателю, что изложенная в нем информация не является его собственными словами, а представляет собой учение мудрецов древности, в авторитете и святости которых не может быть никаких сомнений.

Текст 2

«Тот, кто желает долгой жизни, являющейся средством обретения праведности (дхарма), богатства (артха) и счастья (сукха), должен полностью положиться на учение Аюрведы».

Примечание: Сукха включает в себя как каму (желание чувственных наслаждений), так и мокшу (освобождение). Дхарма, артха, кама и мокша являются жизненными целями каждого человека (пурушартха). Для достижения этих целей необходима долгая и здоровая жизнь.

Тексты 3–4а

«Брахма, вспомнив Аюрведу (науку о жизни), обучил ей Праджапати. Праджапати, в свою очередь, обучил ей близнецов Ашвинов. Они обучили Сахасракшу (Индру). Тот обучил сына Атри (Атрейа Пурнарвасу или Кришна Атрейа) и других мудрецов. Они обучили Агнивешу и других, а они (Агнивеша и другие ученики) составили трактаты, каждый по отдельности».

Примечание: Аюрведа, как часть Вед, — это не творение человеческого ума. Веды были даны нам Господом. Это инструкция о том, как жить в этом материальном мире. Когда была создана наша вселенная, Господь вложил Веды в сердце нашего четырехголового Брахмы — первого живого существа, появляющегося во вселенной и наделенного Господом способностью творить вселенную. Наша вселенная не единственная, их бесчисленное множество, в других вселенных тоже есть живые существа, в том числе и Брахмы. От Брахмы Аюрведа, как и Веды в целом, передавалась по цепи ученической преемственности — от учителя к ученику, пока не дошла до нас.

Приведенное в этом стихе краткое повествование о происхождении Аюрведы основано на полном описании, представленном в «Чарака-самхите» (Сутрастхана. Глава 1. Происхождение Аюрведы).

Брахма, вспомнив Аюрведу, обучил ей Праджапати Дакшу — прародителя всех живых существ, сына богини Адити. То, что Брахма именно вспомнил, говорит о том, что это знание он не придумал, оно вечно, мы, души, тоже вечны, и эту науку, конечно же, уже когда-то знали, но, обуславливаясь тем или иным телом в процессе бесконечного перерождения в этом материальном мире, мы постоянно все забываем. Брахма — точно такая же душа, как все мы, а потому и его эта учесть забывания не обходит стороной. Поэтому Господь лишь напомнил Брахме Аюрведу.

Дакша обучил ей близнецов Ашвинов (сыновей бога Солнца). О рождении Ашвини-кумаров говорится в «Вишну-пуране». Жена бога Солнца, Сурйи, по имени Санджня (дочь архитектора вселенной Вишвакармы), не выдержав невыносимый жар, исходящий от мужа, удалилась в лес, а вместо себя оставила свою тень (двойника) Чхайу. Лишь через несколько лет Сурйа заметил подмену и с помощью своего божественного зрения увидел, что его настоящая жена, приняв облик лошади, совершает аскезы в лесу. Превратившись в коня, Сурйа отправился к ней и зачал в её лоне трех детей, в том числе близнецов Ашвини — кентавров (полулюдей-полуконей). Эти братья были целителями девов, жителей райских планет. Они передали старому мудрецу Чьяване рецепт омоложения, который с тех пор стал называться «Чьяванапраша» (что означает «пища Чьяваны») — известный в настоящее время аюрведический тоник.

Ашвини обучили Аюрведе Индру — царя райских планет. В аюрведических текстах используется ещё одно имя Индры — Сахасракша, «тот, у кого тысяча глаз». Это имя он получил неслучайно, а после того, как у него действительно появилась тысяча глаз, о чем рассказывается, в частности, в «Махабхарате». Индра передал знание сыну Атри Муни — Атрейе и другим мудрецам.

И вот как это было. Когда болезни начали беспокоить людей, великие мудрецы мира собрались на склонах Гималаев и решили научиться науке Аюрведы у Индры и донести её до всех живых существ для всеобщего блага. Но кто возьмёт на себя трудную задачу отправиться на небеса и научиться науке у Индры?

Мудрец Бхарадваджа, один из участников собрания, вызвался взять это на себя, что с радостью было принято остальными. Бхарадваджа отправился в обитель Индры, получил от него знание, вернулся на Землю и озвучил его всему собранию. Кришна Атрейа, также известный как Пунарвасу Атрейа, сын мудреца Атри, передал эту науку шести своим ученикам. Каждый из них написал трактат и преподнес его своему учителю Кришне Атрейе и собранию мудрецов. Трактат Агнивеши был доработан, как лучший из всех, и признан даже девами (жителями райских планет). Он стал популярным во всем мире.

Учение Кришны Атрейи в основном касается кайа-чикитсы (внутренней медицины) — одной из восьми ветвей Аюрведы. Эта школа широко известна как Атрейа-сампрадайа или Кайа-чикитса. Атрейа передал это знание Агнивеше и другим мудрецам, которые составили отдельные писания — тантрани. Агнивеша во время обучения создал «Агнивеша-тантру». Этот трактат доступен сегодня не в оригинальной форме, а в отредактированной версии, известной как «Чарака-самхита», потому что первым редактором считается Чарака муни. Это первая линия преемственности (парампара) Аюрведы.

От Дханвантари Сушруте было передано знание о хирургии. Сушрута составил трактат, который теперь известен как «Сушрута-самхита». Это вторая линия преемственности.

Тексты 4б–5а

«Из этих трактатов, которые очень обширны (а следовательно, трудны для изучения), была взята лишь суть, и составлено это произведение — „Аштанга хридайам“ — не слишком краткое и не слишком подробное».

Тексты 5б–6а. Восемь разделов Аюрведы (аштанга айурведа)

«Кайа, Бала, Граха, Урдхванга, Шалйа, Дамштра, Джара и Вриша — таковы восемь разделов Аюрведы, в которых описаны различные виды лечения заболеваний».

Примечание: Кайа-чикитса — лечение тела, или внутренних болезней (лихорадка, кожные заболевания, болезни мочевыделительной системы и т. д.). Бала-чикитса — забота о детях (включает элементы педиатрии, акушерства и гинекологии). Граха-чикитса — учение о ду́хах (описывает состояния, связанные с овладением человеком различными ду́хами (одержимость), включает элементы современной психиатрии). Урдхванга-чикитса — лечение болезней головы и шеи — глаз, ушей, горла, носа и т.д. (отоларингология, офтальмология). Шалйа-чикитса — устранение болезней с помощью оперативных методов, хирургия. Дамштра-чикитса — лечение болезней, связанных с отравлением ядами, токсикология. Джара-чикитса (Расайана) — омолаживающая терапия, продление жизни (геронтология). Вриша-чикитса (Ваджикарана) — способы увеличения половой силы и репродуктивной способности, урология (лечение таких заболеваний, как импотенция, бесплодие, применение афродизиаков).

Тексты 6б–7а

«Вата (вайу), питта и кафа — таковы вкратце три доши. Выйдя из равновесия, они разрушают тело, а будучи сбалансированными, поддерживают его».

Примечание: Доши — это материальные субстанции, всегда присутствующие в теле. Каждая из них обладает определенными характеристиками, такими как: количество (прамана), качество (гуна) и функции (карма). Будучи сбалансированными (авикрита), доши обеспечивает различные функции тела, тем самым поддерживая его. Однако они имеют тенденцию выходить из равновесия (викрита), увеличиваясь (вриддхи) или уменьшаясь (кшайа) в своем количестве, одном или нескольких своих качествах и функциях. Выходя из равновесия, доши наносят вред местам своего обитания — тканям (дхату). Из-за этой тенденции к порче их и называют доши (что означает «неисправность, ошибка, загрязнение, осквернение, вред»). Эти три доши — вата, питта и кафа — главным образом связаны с телом, поэтому их называются шарирака дошами в отличие от двух манаса дош — раджаса и тамаса, связанных с умом. Вайу и вата — это одно и то же. Вайу означает «воздух» или «ветер» и используется как синоним ваты, особенно при обсуждении её подтипов. В этом стихе конкретно говорится «три доши», тем самым отрицается какая-либо иная доша, поскольку некоторые считают кровь (ракту) четвертой дошей.

 Текст 7б

«Хотя они (вата, питта, кафа) пронизывают всё тело, их местонахождение преимущественно — ниже уровня пупка, между уровнем сердца и уровнем пупка и выше уровня сердца соответственно».

Примечание: В текстах «Аштанга-хридайам» доши всегда располагаются в определенном порядке — вата, питта, кафа, поэтому и характеристики всегда перечисляются в том же порядке. Доши присутствуют в каждой клетке тела, выполняя различные функции. Но у каждой доши есть определенная область тела, где она главным образом сосредоточена. Вата — в области ниже пупка. Питта — в области между сердцем и пупком. Кафа — в области выше сердца.

Текст 8а

«Они (вата, питта, кафа) преобладают соответственно в конце, середине и начале жизни, дня, ночи и процесса переваривания пищи».

Примечание: Вата преобладает в пожилом возрасте (после 60 лет), в послеполуденное время (между 14 и 18 часами), поздно ночью (с 2 до 6 утра) и в конце процесса переваривания пищи. Питта преобладает в среднем возрасте (между 20 и 60 годами), в районе полудня (между 11 и 14 часами), в районе полуночи (между 22 и 2 часами) и в середине процесса переваривания пищи. Кафа преобладает в раннем возрасте (от рождения до 16 лет), в первой половине дня (с 6 до 10 утра) и в начале процесса переваривания пищи. Обратите внимание, что указанное в скобках время суток может варьироваться в зависимости от климатической зоны и сезона (например, где-то питта будет преобладать с 11 до 16 часов). Точно так же и возраст, указанный в скобках, будет зависеть от индивидуальных особенностей каждого человека — как внутренних характеристик (наследственность и т. п.), так и внешних влияний (среда, деятельность и пр.).

Текст 8б. Типы пищеварения (агни бхеда)

«Под действием этих дош (вата, питта, кафа) огонь пищеварения (агни) может становиться соответственно либо непостоянным (вишама), либо слишком сильным (тикшна), либо замедленным, слабым (манда). Когда доши находятся в состоянии равновесия, огонь пищеварения также сбалансирован (сама агни)».

Примечание: Агни буквально переводится как «огонь». Здесь под агни понимается подобная действию огня деятельность в пищеварительном тракте, обеспечивающая переваривание пищи. Эта деятельность зависит от состояния дош.

Когда все три доши находятся в состоянии равновесия, переваривание пищи будет совершенным во всех отношениях. Это называется сама агни — нормальное пищеварение.

Когда доши повышаются (возбуждаются), изменение их характеристик отражается на пищеварении.

Когда повышается вата, пищеварение становится нерегулярным, неустойчивым, непостоянным и сопровождается метеоризмом и т. д. Оно называется вишама агни.

Когда обостряется питта, пищеварение становится очень интенсивным — даже большое количество пищи переваривается очень быстро, а во время переваривания возникает ощущение жжения, жажда и т. д. Такое состояние называется тикшна агни.

Когда повышается кафа, пищеварение становится очень слабым, медленным — даже небольшое количество пищи переваривается очень долго. Во время переваривания возникает ощущение тяжести в животе, апатия, вялость, сонливость и т. д. Такое состояние называется манда агни.

Все эти три типа пищеварения (агни) — вишама, тикшна и манда — не являются нормальными и приводят ко многим заболеваниям в соответствии с той дошей, которая стала причиной расстройства агни.

Текст 9а. Типы пищеварительного тракта (коштха бхеда)

«Природа пищеварительного тракта, кишечника (коштха), бывает соответственно грубой (крура), мягкой (мриду) или средней (мадхйа) в зависимости от влияния дош (вата, питта, кафа). Когда доши находятся в состоянии равновесия, она также средняя (мадхйа)».

Примечание: При преобладании/обострении ваты кишечник становится грубым — твердые, шероховатые, твердые частицы кала выходят с трудом и не каждый день.

При преобладании питты кишечник становится мягким — мягкие или жидкие фекалии выводятся более одного раза в день. Даже употребление молока вызывает жидкий стул.

При преобладании кафы состояние кишечника среднее — кал не является ни твердым, ни жидким, выводится без затруднений, регулярно, один раз в день. То же самое происходит, когда доши находятся в состоянии равновесия. Это идеальное состояние, не вызывающее каких-либо заболеваний, в то время как первые два — крура и мриду — не являются нормальными и ухудшают здоровье.

Тексты 9б–10. Телесная конституция (деха пракрити)

«Они (три доши — вата, питта, кафа), находящиеся в мужском (шукра) и женском семени (артава) в момент зачатия, создают три типа конституции (пракрити), аналогично тому, как ядовитые черви порождаются ядом. Вот эти конституции — слабая (хина), средняя (мадхйа) и сильная (уттама) соответственно порядку дош (вата, питта, кафа). Лучшей среди всех является конституция, порождаемая тремя равновесными дошами (сама дхату пракрити). Конституции, создаваемые сочетанием двух дош, являются ущербными, т. е. имеют недостатки (ниндйа)».

Примечание: Мужское семя — это сперматозоид (шукрану), а женское семя — яйцеклетка (андану). Они соединяются (оплодотворение) и образуют эмбрион (зародыш). Это (зачатие) и есть начало жизни. Мужское и женское семя содержат три доши. Во время соединения сперматозоида и яйцеклетки пропорции дош меняются: либо все они могут оставаться в равной пропорции, либо любые две вместе могут стать преобладающими, либо любая одна доша может стать преобладающей. Эти перемены в значительной степени определяют природу эмбриона в его характерных чертах, называемую конституцией человека (пракрити).

Таким образом формируются семь видов пракрити: три однодошных — из любой одной доши (вата, питта или кафа), три двудошных — из комбинации любых двух дош (вата-питта, питта-кафа или вата-кафа) и одна трёхдошная из комбинации всех трёх дош в равной пропорции (вата-питта-кафа). Однодошные считаются слабыми (хина), двудошные — средними (мадхйа), трёхдошная — лучшая, идеальная (сама). Среди однодошных первая (вата) считается слабой, вторая (питта) — средней, а третья (кафа) — лучшей. Характеристики типов конституций (пракрити) описываются в третьей главе Шарирастханы.

Пример с ядовитыми червями приведен для объяснения следующего момента. Хотя черви порождаются ядом, они не умирают от него, а продолжают жить. Подобно этому, хотя пракрити и порождается дошами, схожими с ядом, она проявляется в человеке на протяжении всей его жизни.

Качества трех дош (тридоша лакшана)

Текст 11а

«Качества вата-доши: сухая, легкая, холодная, шероховатая, тонкая и подвижная».

Текст 11б

«Качества питта-доши: слегка маслянистая, резкая (проникающая, пронзающая, острая), горячая, легкая, зловонная, жидкая (текучая) и подвижная».

Текст 12а

«Качества кафа-доши: маслянистая, холодная, тяжелая, медленная, гладкая, мягкая, липкая и неподвижная».

Примечание: Более детально доши рассматриваются в 11 и 12 главах.

Текст 12б

«Комбинация любых двух дош, находящихся в состоянии уменьшения или увеличения, называется самсарга, а трех — саннипата».

Ткани и отходы (дхату и мала)

Текст 13а

«Плазма, кровь, мышечная ткань, жировая ткань, костная ткань, костный мозг и семя — таковы семь тканей (дхату). Их также называют душйа — те, что повреждаются дошами».

Текст 13б

«Отходами тела (мала) являются моча, испражнения, пот и другие».

Примечание: Более детально об этом говорится в 11 главе.

Текс 14а

«Доши, ткани (дхату) и отходы (мала) увеличиваются тем, что подобно им по свойствам, и уменьшаются тем, что имеет противоположные им свойства».

Примечание: Каждая доша, каждая ткань (дхату) и каждый вид отходов (мала) имеют свои особые свойства: свое количество, специфические качества и функции, которые в нормальном состоянии обеспечивают здоровье. Однако иногда количество, одно или несколько качеств и функций конкретной доши, ткани или определенного вида отхода увеличиваются (вриддхи) или уменьшаются (кшайа). Эти отклонения от нормального состояния становятся причиной ухудшения здоровья. Применение субстанций или действий, обладающих схожими (одинаковыми, идентичными) с определенной дошей, тканью или с конкретным видом отхода качествами и функциями, приводит к увеличению этой доши, ткани или этого отхода, тогда как использование субстанций или действий с противоположными качествами и функциями приводит к уменьшению соответствующей доши, ткани, отхода.

Тексты 14б–15а. Шесть вкусов (шад раса)

«Шесть вкусов (раса) — это сладкий (сваду, мадхура), кислый (амла), солёный (лавана), горький (тикта), острый (ушана, кату) и вяжущий (кашайа). Они присутствуют в веществах и наделяют тело силой в убывающем порядке».

Примечание: Вкус (раса) также является качеством любого вещества. Вещество может иметь один или несколько вкусов, которые определяются, когда оно попадает на язык. Первый, четко узнаваемый вкус — это первичный вкус (прадхана раса), а остальные вкусы, которые распознаются позже и немного слабее, — это вторичные вкусы (анураса). Что касается наделения тела силой, то вяжущий вкус дает меньше всего силы, острый вкус — немного больше и так далее, а сладкий вкус дает телу максимум силы.

Тексты 15б–16а. Влияние вкусов на доши

«Первые три вкуса — сладкий, кислый, солёный — уменьшают (успокаивают) вата-дошу. Другие три вкуса — горький, острый, вяжущий — снижают (успокаивают) кафа-дошу. Вяжущий, горький и сладкий уменьшают (успокаивают) питта-дошу. Другие вкусы приводят к увеличению дош».

Примечание: «Другие вкусы приводят к увеличению дош» объясняется так. Первые три вкуса — сладкий, кислый, солёный — успокаивают вата-дошу; другие три — горький, острый, вяжущий — увеличивают её. Вяжущий, горький и сладкий вкусы успокаивают питта-дошу; другие три — кислый, солёный, острый — увеличивают её. Горький, острый, вяжущий вкусы успокаивают кафа-дошу; другие три — сладкий, кислый, солёный — увеличивают её.

Текст 16б. Виды веществ (дравйа бхеда)

«Вещества, используемые в качестве пищи, лекарства и т. д. (дравйа) бывают трех видов, а именно: шамана — те, что успокаивают (уменьшают) доши; копана — те, что вызывают увеличение (обострение) дош; и свастхахитам — те, что помогают поддерживать здоровье, т. е. сохраняют доши в равновесии».

Текст 17а. Потенциальная энергия (вирйа)

«Поскольку тепло (ушна) и холод (шита) являются сильными качествами, вирйа (потенциальная энергия веществ) также бывает двух видов».

Примечание: Вирйа — это одно из свойств/качеств вещества, главным образом отвечающее за действие вещества в теле человека (это особая сила, способность вещества совершать действие). Подробнее об этом говорится в Главе 9.

Текст 17б. Вкус после переваривания (випака)

«Випака вещества (вкус после переваривания) бывает трёх видов — сладкий, кислый и острый».

Примечание: Подробнее об этом говорится в Главе 9.

Текст 18. Качества (гурвади гуна)

«Двадцать качеств — это тяжёлое, медленное, холодное, маслянистое, гладкое, густое, мягкое, неподвижное, тонкое и ясное (итого десять) вместе с их противоположностями».

Примечание: В Аюрведе рассматриваются десять пар противоположных качеств, характеризующих пять элементов, доши, вещества (субстанции) и т. д.

  • Тяжёлое — Лёгкое.
  • Плавное (медленное) — Резкое (острое).
  • Холодное — Горячее.
  • Влажное (жирное, маслянистое) — Сухое.
  • Скользкое (гладкое) — Шероховатое.
  • Густое (плотное) — Жидкое (текучее).
  • Мягкое — Жёсткое(твердое).
  • Устойчивое (неподвижное) — Подвижное;
  • Тонкое (мельчайшее) — Грубое (большое).
  • Ясное (прозрачное) — Замутнённое (липкое, вязкое).

Текст 19. Причины болезни и здоровья (рога-арогйа карана)

«Основная причина болезни — недостаточное, извращённое (несоответствующее) или избыточное взаимодействие с сезонами, объектами чувств и действиями. А правильное (надлежащее) взаимодействие с этими тремя факторами является главной причиной здоровья».

Болезнь (рога)

Текст 20а

«Болезнь — это результат дисбаланса дош, а здоровье — следствие их равновесия».

Примечание: Каждая доша имеет свои собственные характеристики: определенное количество, специфические качества и функции. Эти характеристики являются ее изначальной природой, а следовательно, сбалансированным состоянием, обеспечивающим здоровье. Когда характеристики доши под воздействием определенных факторов начинают меняться (увеличиваться или уменьшаться), это означает, что доша выходит из равновесия. Нарушение равновесия доши становится причиной возникновения того или иного заболевания.

Текс 20б

«Болезни бывают двух видов — внутренние (причина которых кроется внутри тела) и внешние (возникающие по внешним причинам, например в следствие травмы, ранения)».

Текст 21а

«В зависимости от места их нахождения болезни также делятся на два вида — телесные и умственные».

Текст 21б. Доши ума (манасика доша)

«Раджас и тамас считаются дошами ума».

Примечание: Саттва, раджас и тамас известны как махагуны. Это первичные качества, качества материальной природы, ответственные за создание всех субстанций материального мира. Они присутствуют в каждой из них и связаны с умом и разумом. При этом саттва считается чистой и не имеющей плохих последствий. Раджас и тамас могут оказывать негативное воздействие, поэтому считаются дошами ума, если повышаются и выходят за определенные пределы. Природа этих материальных качеств, гун — саттвы, раджаса и тамаса — подробно описана, в частности, в «Бхагавад-гите как она есть» (главы 14, 18).

Текст 22. Изучение больного и болезни (роги-рога парикша)

«Больного следует обследовать путем осмотра, пальпации и опроса. Болезнь необходимо изучать по ее причинам (этиология), продромальным признакам и симптомам (предвестники заболевания), характерным проявлениям (кардинальные признаки и симптомы), патогенезу (происхождение и развитие болезни), посредством диагностических проверок (подтверждение диагноза с помощью терапевтических мер)».

Примечание: Подробнее об этом говорится в главе 1 Ниданастханы.

Тексты 23–24а. Виды места (доша бхеда)

«Аюрведа говорит, что место бывает двух видов — местность и тело. Местность делится на три типа — джангала (засушливая), где преобладает вата-доша; анупа (влажная), где главенствует кафа-доша; и садхарана (средняя), где все доши находятся в уравновешенном состоянии».

Примечание: Джангала — это засушливые регионы или пустыни, ветреные, без гор и холмов, там мало растительности и ограниченные водные ресурсы. Анупа — это влажная, болотистая местность. Там больше воды и растительности, но очень мало солнечного света и тепла. Садхарана — это регионы, занимающие срединное положение. Там умеренное количество гор, холмов, воды, растительности и солнечного света.

Тексты 24б. Виды времени (кала бхеда)

«Время приема и сбора лекарств или проведения лечения бывает двух видов. Один касается временны́х интервалов, начиная с кшаны (миг, мгновение), а второй связан со стадиями заболевания».

Примечание: Первый вид времени — временны́е интервалы. Кшана — это минимальная единица измерения времени. Она эквивалентна времени смежения век (моргания) или произнесения одной буквы алфавита. За кшаной следуют: каштха (15 кшан), кала (30 каштх), надика (24 минуты), мухурта (48 минут), йама (3 часа), ахоратра (сутки), пакша (15 суток), маса (месяц), риту (сезон), айана (полгода) и самватсара (год). Все они имеют важное значение для сбора лекарственных веществ, приготовления и приема лекарств или проведения терапии.

Второй вид времени касается стадий заболевания. Болезнь развивается в организме не сразу, а постепенно. Процесс развития болезни состоит из нескольких последовательных стадий. Каждая стадия имеет свои характерные признаки и симптомы. Распознавание той или иной стадии помогает врачу оценить силу болезни и принять решение о назначении подходящего лекарства и терапии.

Виды лечения и лекарств (аушадха бхеда)

Текст 25а

«Лечение и лекарства бывают двух видов — очищающие и успокаивающие».

Примечание: Очищение (шодхана) — это принудительное выведение повышенных дош из тела. Успокоение (шамана) — это возвращение дош в сбалансированное состояние без выведения их из тела.

Тексты 25б–26а

«Что касается телесных дош, то лучшими методами очищающего лечения являются клизма для вата-доши, слабительная терапия для питта-доши и рвотная терапия для кафа-доши. Лучшими успокаивающими средствами являются растительное масло для вата-доши, топленое масло для питта-доши и мед для кафа-доши».

Текст 26б

«Для дош ума идеальным лекарством являются разум, устойчивость и знание о душе».

Примечание: Разум — это способность человека различать полезное и вредное, хорошее и плохое, благоприятное и неблагоприятное. Устойчивость — это отсутствие блужданий ума, способность придерживаться хорошего (полезного), избегать плохого (запрещенного) и противостоять трудностям с помощью силы воли. Знание о душе — это знание о том, что представляет собой душа, знание о Боге, о цели жизни, то есть философский взгляд на жизнь, основанный на священных писаниях.

Четыре стопа лечения (чикитса пада)

Текст 27

«Врач, лекарство, помощник врача и больной — таковы четыре столпа лечения. Каждый из них должен обладать четырьмя качествами».

Текст 28а

«Врач должен быть искусным, в совершенстве усвоившим эту науку от учителя, имеющим практический опыт и чистым (на уровне тела, речи и ума)».

Текст 28б

«Лекарство должно быть пригодным для использования во многих формах, обладающим многими качествами (вкус и др.), не имеющим недостатков (наделенным многими достоинствами) и подходящим (для определенных расстройств дош, конкретных заболеваний и типов людей)».

Текст 29а

«Помощник врача должен быть предан больному (то есть хорошо, доброжелательно относиться к нему), чист (телом, речью и умом), умел и разумен».

Текст 29б

«Больной должен располагать достаточными средствами (быть обеспеченным), слушаться врача, обладать хорошей памятью (то есть помнить и уметь объяснить, что могло стать причиной болезни, понимать и запоминать информацию, полученную от врача), а также иметь силу воли (то есть быть терпеливым, способным выдерживать тяготы, неудобства, связанные с лечением)».

Текст 29.1. Виды болезней (рога бхеда)

«Болезни бывают двух типов — излечимые и неизлечимые. Каждый из этих типов также имеет два подтипа — легкоизлечимое и трудноизлечимые; контролируемые и не поддающиеся лечению (смертельные) соответственно».

Тексты 30–31. Признаки излечимости и неизлечимости (садхйасадхйа)

«К легкоизлечимым относятся заболевания, возникшие у тех, кто способен выдерживать все виды лечения, у молодых, у мужчин, а также у тех, кто владеет собой; не затрагивающие жизненноважные органы; имеющие мало (или слабые) причины, продромальные симптомы и характерные проявления (клинические симптомы); не имеющие осложнений (вторичных заболеваний или серьезных симптомов); не имеющие сродства с поврежденными тканями, местом проживания, сезоном года и индивидуальной телесной конституцией; четыре столпа лечения которых находятся в надлежащем состоянии; имеющие благоприятное влияние планет; вызванные одной дошей; имеющие один путь развития; появившиеся недавно».

Текст 32а

«К трудноизлечимым относятся заболевания, для лечения которых требуется хирургическое вмешательство (использование острых инструментов) и т. п., а также возникшие вследствие сочетания разных факторов (в противоположность изложенному в предыдущем стихе)».

Текст 32б

«К контролируемым относятся те заболевания, которые обладают качествами, противоположными указанным для легкоизлечимых болезней; сохраняющиеся до конца жизни, но которые можно держать под контролем путем постоянного соблюдения надлежащего режима (сюда относятся соответствующее питание, образ жизни, лекарственные средства и т. д.)».

Текст 33

«К неизлечимым (неизменно ведущим к смерти) относятся заболевания, имеющие характеристики, противоположные указанным для легкоизлечимых болезней; затрагивающие значимые ткани и жизненноважные органы; вызывающие беспокойство, иллюзию и неугомонность; сопровождающиеся неблагоприятными знаками (предвестниками смерти); вызывающие повреждение органов чувств (утрату их функций); для которых неизвестны способы лечения».

Тексты 34–35а

«Врач должен отвергнуть (отказаться от лечения) больного, который ненавистен врачу или неугоден царю (правителю) или ненавидит их; который ненавидит себя (разочаровался в жизни и не хочет больше жить); не имеющего необходимых для лечения средств (качеств, условий); занятого другими делами (не уделяющего должного внимания лечению, отдыху и т. д.); который не выполняет указаний врача; чья жизнь подошла к концу; совершающего действия насильственного, разрушительного характера (причиняющего страдания другим, жестокосердного, имеющего злой умысел); погруженного в состояние глубокой скорби из-за разлуки с близкими (или из-за их утраты); исполненного страха; неблагодарного; мнящего себя самого врачом (без каких-либо на то оснований; самостоятельно назначающего себе лекарства, лечение, пищу, образ жизни и т. д.)».

Главы трактата (адхйайа санграха)

Текст 35б

«Далее следует перечисление названий глав этого трактата».

Тексты 36–39а

«„Сутрастхана“ (первый раздел) состоит из тридцати глав:

  1. Желание долголетия (айушкамийа).
  2. Поведение в течение дня (диначарйа).
  3. Поведение в различные сезоны (ритучарйа).
  4. Предотвращение болезней (роганутпаданийа).
  5. Знание о жидких субстанциях (дравадравйа виджнанийа).
  6. Знание о природе пищи (аннасварупа виджнанийа).
  7. Защита пищи (аннаракша).
  8. Определение правильного количества потребляемой пищи (матрашитийа).
  9. Знание о различных субстанциях и т.д. (дравйади виджнанийа).
  10. Классификация вкусов (расабхедийа).
  11. Знание о дошах и т.д. (дошади виджнанийа).
  12. Классификация дош (дошабхедийа).
  13. Лечение дош (дошопакраманийа).
  14. Два вида лечения (двивидхопакраманийа).
  15. Группы средств, используемых для очистительной терапии и др. (шодханадигана санграха).
  16. Правила лечения промасливанием (снеха видхи).
  17. Правила лечения потением (сведа видхи).
  18. Правила рвотной и послабляющей терапии (вамана виречана видхи).
  19. Правила постановки клизм (басти видхи).
  20. Правила лечения через нос (насйа видхи).
  21. Правила лечения вдыханием дыма (дхумапана видхи).
  22. Правила лечения полосканием полости рта и т.д. (гандушади видхи).
  23. Правила лечения глаз с помощью средств, вызывающих слезотечение (ашчйотана анджана видхи).
  24. Правила лечения глаз с помощью питательных средств (тарпана-путапака видхи).
  25. Правила лечения с использованием тупых инструментов (йантра видхи).
  26. Правила лечения с использованием режущих инструментов (шастра видхи).
  27. Правила лечения с помощью кровопускания (сиравйадха видхи).
  28. Правила удаления инородных тел (шалйахарана видхи).
  29. Правила лечения хирургическими методами (шастракарма видхи).
  30. Лечение с помощью щёлока и прижигания (кшарагникарма видхи)».

Тексты 39б–40а

«„Шарирастхана“ (второй раздел) состоит из шести глав:

  1. Эмбриология (гарбхавакранти).
  2. Расстройства беременности (гарбхавйапат).
  3. Части тела (анга вибхага).
  4. Классификация жизненноважных точек (марма вибхага).
  5. Знание о плохом прогнозе (викрити виджнанийа).
  6. Знание о посланнике и т.д. (дутади виджнанийа)».

Тексты 40б–41

«„Ниданастхана“ (третий раздел) состоит из шестнадцати глав:

  1. Общая диагностика заболеваний (сарварога нидана).
  2. Диагностика лихорадки (джвара нидана).
  3. Диагностика кровотечений и кашля (рактапитта каса нидана).
  4. Диагностика затруднений дыхания и икоты (шваса хидхма нидана).
  5. Диагностика лёгочного туберкулёза (раджайакшмади нидана).
  6. Диагностика алкогольной интоксикации (мадатйайа нидана).
  7. Диагностика геморроя (аршас нидана).
  8. Диагностика диареи и расстройств кишечника и двенадцатиперстной кишки (атисара-грахани доша нидана).
  9. Диагностика заболеваний мочевыделительной системы (мутрагхата нидана).
  10. Диагностика болезней, сопровождающихся частым и обильным мочеиспусканием (прамеха нидана).
  11. Диагностика абсцессов, грыжи живота и образований в брюшной полости (видрадхи вриддхи гулма нидана).
  12. Диагностика увеличения живота (удара нидана).
  13. Диагностика заболеваний, проявляющихся бледностью, анемией, отеками и кожными сыпями (герпесом) (панду шопха висарпа нидана).
  14. Диагностика хронических заболеваний кожи, лейкодермы и паразитарных инвазий (куштха швитра крими нидана).
  15. Диагностика заболеваний вата-доши (вата вйадхи нидана).
  16. Диагностика подагры (вата шонита нидана)».

Тексты 42б–44а

«„Чикитсастхана“ (четвертый раздел) состоит из двадцати двух глав:

  1. Лечение лихорадочных состояний (джвара чикитсита).
  2. Лечение кровотечений (ракта питта чикитсита).
  3. Лечение болезней, проявляющихся кашлем (каса чикитсита).
  4. Лечение затруднений дыхания и икоты (шваса хидхма чикитсита).
  5. Лечение лёгочного туберкулёза (раджайакшмади чикитсита).
  6. Лечение рвоты, болезней сердца, патологической жажды (чхарди хридрога тришна-чикитсита).
  7. Лечение алкогольных интоксикаций (мадатйайа чикитсит).
  8. Лечение геморроя (аршас чикитсита).
  9. Лечение болезней, сопровождаемых диареей (атисара чикитсита).
  10. Лечение заболеваний двенадцатиперстной кишки (грахани доша чикитсита).
  11. Лечение заболеваний мочевыделительной системы (мутрагхата чикитсита).
  12. Лечение заболеваний, связанных с частым и обильным мочеиспусканием (прамеха чикитсита).
  13. Лечение абсцессов и грыжи живота (видрадхи вриддхи чикитсита).
  14. Лечение образований в брюшной полости (гулма чикитсита).
  15. Лечение увеличения живота (удара чикитсита).
  16. Лечение состояний, проявляющихся бледностью, анемией (панду рога чикитсита).
  17. Лечение болезней, сопровождающихся отёками (швайатху (шопха) чикитсита).
  18. Лечение быстро распространяющихся кожных сыпей, герпеса (висарпа чикитсита).
  19. Лечение кожных заболеваний (куштха чикитсита).
  20. Лечение лейкодермы, паразитарных инвазий (швитра крими чикитсита).
  21. Лечение заболеваний, вызванных вата-дошей, нервных заболеваний (вата вйадхи чикитсита).
  22. Лечение подагры (вата шонита чикитсита)».

Тексты 44б–45а

«„Калпасиддхистхана“ (пятый раздел) состоит из шести глав:

  1. Рвотная терапия (вамана калпа).
  2. Послабляющая терапия (виречана калпа).
  3. Управление осложнениями рвотной и послабляющей терапии (вамана виречана вйапат сиддхи).
  4. Выполнение клизм (басти калпа).
  5. Управление осложнениями при постановке клизм (басти вйапат сиддхи).
  6. Приготовление лекарственных средств, фармацевтика (дравйа калпа)».

Тексты 45б–48

«„Уттарастхана“ (шестой раздел) состоит из сорока глав:

  1. Уход за новорожденным (балопачаранийа).
  2. Лечение детских болезней (баламайа пратишедха).
  3. Противодействие злым духам, овладевающим детьми (балаграха пратишедха).
  4. Понимание природы духов (бхута виджнанийа).
  5. Противодействие духам (бхута пратишедха).
  6. Лечение психических расстройств (унмада пратишедха).
  7. Лечение эпилептическим расстройствам (апасмара пратишедха).
  8. Болезни век (вартма рога пратишедха).
  9. Лечение болезней век (вартма рога виджнанийа).
  10. Заболевания оболочек глаз (сандхиситасита рога виджнанийа).
  11. Лечение болезней оболочек глаз (сандхиситасита рога пратишедха).
  12. Заболевания, связанные с ухудшением зрения (дришти рога виджнанийа).
  13. Лечение ухудшения зрения (тимира пратишедха).
  14. Лечение болезней хрусталика (линганаша пратишедха).
  15. Глазные болезни (сарвакши рока виджнанийа).
  16. Лечение глазных болезней (сарвакши рога пратишедха).
  17. Заболевания уха (карна рога виджнанийа).
  18. Лечение болезней уха (карна рога пратишедха).
  19. Заболевания носа (наса рога виджнанийа).
  20. Лечение болезней носа (наса рога пратишедха).
  21. Заболевания ротовой полости (мукха рога виджнанийа).
  22. Лечение болезней ротовой полости (мукха рога пратишедха).
  23. Болезни головы (широ рога пратишедха).
  24. Лечение болезней головы (широ рога пратишедха).
  25. Лечение ран/язв (врана виджнанийа пратишедха).
  26. Лечение ранений (садйо врана пратишедха).
  27. Лечение переломов (бханга пратишедха).
  28. Лечение анальных свищей (бхагандара пратишедха).
  29. Доброкачественные и злокачественные опухолией, филяриоза (слоновой болезни), золотухи и др. (грантхи-арбуда-шлипада-апачи-нади виджнанийа).
  30. Лечение опухолей (грантхи-арбуда-шлипада-апачи-нади пратишедха).
  31. Незначительные заболевания (кшудра рога виджнанийа).
  32. Лечение незначительных заболеваний (кшудра рога пратишедха).
  33. Болезни половых органов (гухйа рога виджнанийа).
  34. Лечение заболеваний половых органов (гухйа рога пратишедха).
  35. Лечение отравлений ядами (виша пратишедха).
  36. Лечение укусов ядовитых змей (сарпа виша пратишедха).
  37. Лечение укусов ядовитых насекомых, пауков и т.д. (киталутади виша пратишедха).
  38. Лечение укусов крыс и бешеных животных (мушика-аларка виша пратишедха).
  39. Омолаживающая терапия (расайана видхи).
  40. Усиление половой силы и возможности деторождения (ваджикарана (биджапошана) видхи)».

Текст 49

«Таким образом, трактат состоит из ста двадцать глав, поделенных на шесть разделов».

«Так заканчивается первая глава Сутрастханы трактата „Аштанга-хридайа-самхита“, составленного Вагбхатой, сыном Шри Ваидйапати Симхагупты, которая называется „Желание долголетия (айушкамийа)“».

Автор перевода — Светлана Межакова©. При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна. 

_______________________

Чтобы быть в курсе наших новостей, вступайте в нашу группу ВКонтактеТам мы регулярно публикуем статьи по Аюрведе, отрывки из главного аюрведического трактата «Аштанга-хридайам» на русском языке (в переводе Светланы Межаковой), материалы по самоосознанию, науке о душе, ведической литературе и культуре, психическому здоровью, воспитанию детей, информацию о наших поездках, обучении, консультациях и т. д.

Для получения информации о новых публикациях на нашем сайте по электронной почте вы можете оформить подписку: на компьютере — на главной странице сайта (слева, под Меню); с мобильного — нажмите значок Меню, внизу списка в специальном поле введите адрес электронной почты.

Все наши статьи вы найдете в Библиотеке.

АШТАНГА-ХРИДАЙАМ. Сутрастхана. Глава 1: Один комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s