Аюрведическая литература

Первичные источники Аюрведы — это, конечно же, четыре основные Веды — Ригведа, Яджурведа, Атхарваведа и Самаведа. Есть также четыре вторичные Веды, называемые упаведы, вышедшие из главных Вед.

Аюрведа — это упаведа. Несмотря на продолжающиеся споры, многие ученые считают, что Аюрведа является упаведой Атхарваведы. Но есть также мнение, что Аюрведа вышла из Ригведы.

Четыре основные Веды — это собрание гимнов. Но Атхарваведа отличается от остальных трёх Вед и, по сути, является своеобразным учебником магии. Гимны Атхарваведы делятся на две группы. Одни — для исцеления болезней, обретения покоя и процветания. Цель других — сеять разрушения. В других Ведах также упоминаются целительные практики, но большинство ведических целительных гимнов все-таки входит в состав Атхарваведы. Они охватывают многие болезни.

Большая трилогия. Три самых значимых трактата — «Чарака-самхита», «Сушрута-самхита», «Аштанга-хридайа-самхита» — являются основой аюрведической медицины.

Чарака-самхита — это древнейший текст по медицине, дошедший до наших дней — практически все его главы полностью сохранились. Этим мы обязаны древней традиции делать копии классических произведений, сопровождая их комментариями.

Имя Чарака носил популярный в те времена странствующий врачеватель. Первым автором текста считается Атрейя, а создателем рукописи — его ученик Агнивеша. Чарака создал подробный трактат об учении Агнивеши, сопроводив его многочисленными комментариями. Его вклад настолько огромен, что первоначальная работа Агнивеши стала известна как «Чарака-самхита». Чарака значительно дополнил оригинальный текст Агнивешы сутрами и пояснениями.

Но до сих пор не известно, кто же скрывается под именем Чарака. Одни говорят, что это собирательный титул группы последователей Яджурведы, возможно, что и Чарака был членом этой школы. Другие считают, была раньше такая, теперь канувшая в Лету, отрасль Атхарваведы — Видйакарана, которая была связана с лекарями, помогавшими людям, странствуя между деревнями.

«Чарака-самхита» имеет терапевтическую направленность. Состоит она из 8 разделов (стхан).

1. Сутрастхана — 30 глав (1670 стихов). В ней говорится о происхождении, основных принципах и теоретических концепциях Аюрведы, описываются ткани тела, лекарственные средства, механизм их действия, пища и ее воздействие на организм.
2. Ниданастхана — 8 глав (103 стиха). Описывает причины болезней, симптомы, диагностику распространённых заболеваний, возможности их лечения.
3. Виманастхана — 8 глав (88 стихов). Говорит о препаратах и методах лечения, о причинах эпидемий.
4. Шарирастхана — 8 глав (236 стихов). Излагает представления о строении эмбриона и строении тела.
5. Индрийастхана — 12 глав (381 стих). Рассказывает о признаках жизни: прогностике, предзнаменованиях и проявлениях болезней.
6. Чикитсастхана — 30 глав (4961 стих). Описывает методы профилактики и лечения.
7. Кальпастхана — 12 глав (330 стихов). Повествует о воздействии методов и средств Аюрведы на организм.
8. Сиддхистхана — 12 глав (649 стихов). Рассказывает об использовании и выполнении аюрведических процедур.

В «Чарака-самхите» лекарства разделены на 3 категории: 341 лекарственное средство растительного происхождения, 177 препаратов животного происхождения и 64 минеральных препарата (из золота, ртути, меди, железа и др.).

Сушрута-самхита. Самый древний и единственный из дошедших до нас завершённых трудов по хирургии. Сушрута принадлежал к одной из крупнейших медицинских школ в городе Бенаресе (Варанаси). Он высоко ценил значение крови для хирурга, называл ее четвертой дошей, большое внимание уделял кровопусканию. Вклад Сушруты в различные области медицины признан многими историками анатомии, хирургии, урологии, пластической хирургии, офтальмологии.

Руки Сушрута считал главным хирургическим инструментом, поэтому его ученики оттачивали мастерство, препарируя трупы людей и животных, несмотря на то, что в те времена прикосновение к мёртвому телу считалось худшей разновидностью осквернения.

В «Сушрута-самхите» описаны методы анатомирования трупа, 500 мышц, 300 костей, 107 сочленений, 700 кровеносных сосудов (полых) и другие органы тела; более 120 хирургических инструментов, более 650 лекарственных средств (57 препаратов животного и 64 препарата минерального происхождения). В трактате рассказывается о 1120 болезнях, 14 формах перевязок, о более 300 операций, включая пластические (поэтому Сушрута по праву считается отцом пластической хирургии), о методах обезболивания, о 76 заболеваниях глаз, описаны марма-точки. В свои рекомендации Сушрута включал физические упражнения в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его образом жизни, питанием, возрастом и т. д.

«Сушрута-самхита» состоит из 6 книг (184 главы):

1. Сутрастхана (48 глав) — обзор всех тем трактата.
2. Ниданастхана (16 глав) — причины, признаки, диагностика заболеваний.
3. Шарирастхана (10 глав) — строение тела.
4. Чикитсастхана (40 глав) — способы лечения (в первую очередь хирургические).
5. Кальпастхана (8 глав) — токсикология, отравления, укусы змей и насекомых.
6. Уттарастхана (66 глав) — добавлена к основному тексту позже, рассказывает о лечении глазных болезней, заболеваний горла, носа, ушей, внутренних болезней, а также психических заболеваний.

Имя Сушруты как непревзойденного лекаря и автора великого медицинского труда было известно и на Востоке, и на Западе. В Древней Греции и среди учёных Средней Азии его труд был известен больше, чем текст «Чарака-самхита».

Аштанга-хридайа-самхита. Самое позднее произведение великой трилогии, автором которой является Вагбхата. Он обобщил и осовременил два более древних труда по аюрведической медицине — «Чарака-самхиту» и «Сушрута-самхиту», устранив существовавшие в них разночтения. Благодаря ясности изложения и стихотворной форме «Аштанга-хридайа-самхита» до сих пор пользуется большой популярностью.

Вагбхата провел последние годы жизни в Керале (Южная Индия) и стал основателем 8 медицинских династий, каждая из которых занималась одним из 8 разделов Аюрведы, опираясь на «Аштанга-хридайа-самхиту». Этот трактат был так популярен, что его заучивали наизусть не только дети медицинских династий, но и других брахманских семей. Эта традиция и по сей день существует в Керале, и труды Вагбхаты популярны здесь больше, чем где-либо в Индии.

«Аштанга-хридайа-самхита» изучалась и изучается не только в Индии, но и в других регионах, например в Средней Азии, Тибете, Китае. О ее значимости говорит невероятное количество комментариев к ней, составленных как индийскими учёными, так и учёными других стран. Она является своего рода конспектом Аюрведы, необходимым и студентам, и учёным, и врачам.

Структура разделов «Аштанга-хридайа-самхита» следует структуре «Сушрута-самхиты». Подробнее о ней читайте здесь.

Другие источники. Среди множества других аюрведических источников выделяются также 3 трактата, называемые малой трилогией, комментарии к трактатам большой и малой трилогии, «Рамаяна», «Махабхарата». Ну а современной литературы по Аюрведе просто не счесть.

Отметим также, что древние аюрведические трактаты — это не детальные справочники, в отличие от современных трудов по медицине. Это книги сутр — ёмких афоризмов, высказываний, содержащих в себе суть знания, выраженную в минимальном количестве слов. Мудрость, содержащаяся в этих сутрах, может быть раскрыта пытливым умом.

С Санскрита слово сутра переводится как «делать шов ниткой». Небольшая фраза сутры подобна нити, проходящей через игольное ушко. Игольное ушко мало, но путь нити ведёт к большой сокровенной мудрости, ждущей истолкования.

Сутра аналогична семени. Семя — это дерево в малой форме. Семя может иметь много значений и описывать различные формы: маленький саженец, старое дерево, цветы, фрукты, жёлуди или орехи. Очевидно, что семя охватывает всю совокупность. Это микрокосм внутри макрокосма. То же самое верно и для сутры.

Слова сутры несут сокровенное знание в сознание. Однако, чтобы понять это знание и скрытый в нём смысл, требуется руководство наставника. Аюрведические сутры очень лаконичны, поэтому их изучают вместе с комментарием, составленным знатоком этой науки.

Автор статьи — Светлана Межакова©. При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна. При написании статьи использовались материалы из «Аштанга-хридайам», учебника Васанта Лада «Textbook of Ayurveda», книг В. Дружинина и др. аюрведических источников, а также материалы, полученные в процессе обучения в аюрведических клиниках.

_______________________

Чтобы быть в курсе наших новостей, вступайте в нашу группу ВКонтактеТам мы регулярно публикуем статьи по Аюрведе, отрывки из главного аюрведического трактата «Аштанга-хридайам» на русском языке (в переводе Светланы Межаковой), материалы по самоосознанию, науке о душе, ведической литературе и культуре, психическому здоровью, воспитанию детей, информацию о наших поездках, обучении, консультациях и т. д.

Для получения информации о новых публикациях на нашем сайте по электронной почте вы можете оформить подписку: на компьютере — на главной странице сайта (слева, под Меню); с мобильного — нажмите значок Меню, внизу списка в специальном поле введите адрес электронной почты.

Все наши статьи вы найдете в Библиотеке.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s